существовании соответствующих эффектов. Для упражнения вполне достаточно одного партнера.
Зк зрительно конструируемые образы;
Зв зрительные образы-воспоминания (расфокусировка и неподвижность зрачков также
обозначает зрительный доступ).
Ск слуховые конструируемые образы (звуки или слова);
Св слуховые образы-воспоминания (звуки или слова);
К кинестетические ощущения (также вкус и запах);
С слуховые сигналы (внутренний диалог).
Рис. Схема глазодвигательных реакций для правши
Возможно, каждый неоднократно замечал, как в ходе разговора собеседник вдруг начинал
смотреть в сторону или «закатывал глаза к потолку». Обычно понимают, что эта реакция не случайна.
Но какой внутренний процесс за ней скрывается, остается неясно. Например, взгляд в сторону часто
интерпретируется как отвлечение собеседника, снижение его интереса к разговору. Говорящий, как
правило, ускоряет темп своей речи, пытаясь вернуть внимание партнера. Последний же в этот момент
перерабатывает только что полученную информацию. Он действительно не воспринимает речь
говорящего, кроме того она разрушает процесс понимания. Субъективно ускорение речи в такую минуту
воспринимается собеседником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Поэтому в ответ
возникает раздражение и защитная реакция. Если вы видите во время разговора, что глаза собеседника
ушли куда-то в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.
Глазные сигналы позволяют получить доступ к процессам, которые человек осознает. Однако,
эти процессы непосредственно влияют на его самочувствие, поведение, те или иные принимаемые
решения. Как-то на консультацию пришел молодой человек по поводу трудностей общения с
девушками. Во время разговора он часто после движения глаз в правый верхний угол, а затем в левый
нижний произносил слова: «Нет, я не могу этого сделать». И дальше добавлял что-нибудь типа: «Мне
трудно просто так подойти к девушке и о чем-то заговорить». После одного из таких заявлений
психолог-консультант спросил его: «Скажи, пожалуйста, а что ты только что видел? Образ какого
события прошлого тебе вспомнился?». Оказалось, что перед его внутренним взором стояла картина из
раннего детства. Как-то к ним в гости пришла знакомая мамы. Пришла не одна, а вместе с маленькой
дочкой. И он из-за сильного смущения все никак не мог подойти и поздороваться с девочкой.
Этот образ возникал перед внутренним взором молодого человека всякий раз, когда появлялась
возможность или необходимость общаться с девушками. Причем сам образ не осознавался, а на уровне
сознания присутствовало лишь ощущение «трудности» общения. Движения глаз влево вниз указывает на
доступ к кинестетическим ощущениям. Молодой человек испытывал ту же скованность в движениях,
общаясь с представительницами прекрасного пола, какая была у него много лет назад, в раннем детстве.
Он стереотипно реагировал на образ, совершенно не осознавая этого. В данном случае простое
осознание позволило решить проблему. Парень избавился от обязанности всегда чувствовать себя
определенным образом в ситуации общения с девушками.
Это лишь два примера, показывающих как можно практически использовать знания о
глазодвигательных реакциях. Вернемся вновь к записи семинара.
Ведущий: У кого что получилось?
Оксана: Мы задавали вопросы Владимиру. У него не было движения глаз в ответ на некоторые
зрительно ориентированные вопросы.
|