Ведущий: Вы можете вспомнить хотя бы один-два вопроса из тех, которые задавали?
Оксана: Конечно. Например, мы у него спрашивали: «Какого цвета твои туфли?». И никакой
реакции.
Ведущий: Вы задавали слишком простой вопрос. Часть информации хранится непосредственно
в сознании человека. Ее нет необходимости искать. В этом случае отсутствуют движения глаз. Вам
можно усложнить вопрос и спросить, например: «Какого цвета обувь была у вас, Владимир, на
выпускном школьном вечере?». (Ведущий поворачивается к Владимиру). Ну вот, вы обратили внимание,
его глаза сделали движение вправо вверх?
Оксана: Да, я видела.
Анна: В нашей группе у Виктора вообще не было движений глаз ни на один вопрос.
Ведущий: Виктор, развернитесь к нам лицом. Я сейчас задам вам несколько вопросов, а вы
мысленно на них ответите: «Как выглядела самая необычная машина из тех, что вам встретились по
дороге сюда утром? Вспомните звук флейты. Чем отличается вкус спелого от неспелого крыжовника?».
Пожалуйста, поднимите в аудитории руку те, кто видел соответствующие движения глаз.
(Поднимает руки приблизительно одна треть). Спасибо. Анна, движения глаз у Виктора имеют
маленькую амплитуду и очень большую скорость. Они буквально на доли секунды чуть отклоняются в
каком-то направлении и тут же возвращаются назад. Это можно заметить, чему свидетельствуют треть
присутствующих. В данном случае, слова об отсутствии глазодвигательных реакций у Виктора это
высказывание не о нем, а о вашей способности к различению. Во время перерыва повторите еще раз в
паре с Виктором это упражнение. У вас есть хорошая возможность потренировать свои сенсорные
возможности к различению и научиться обнаруживать внешне очень незначительные реакции человека.
По моим наблюдениям, люди, демонстрирующие глазодвигательные реакции аналогичные тому,
что мы видели у Виктора, отличаются одной особенностью. У них очень быстро протекают
мыслительные процессы. Эту вероятную связь между амплитудой и скоростью движения глаз, с одной
стороны, и особенностями мышления, с другой, можно использовать.
Так иногда взрослые жалуются, что ребенок «очень медленно соображает». Это приносит ему ряд
неудобств, особенно в ситуациях, когда нужно что-то делать быстро. Такие дети обычно хорошо
выполняют домашние задания, но на уроках отстают от своих одноклассников. По этой причине
зачастую попадают в число неуспевающих. Характерная особенность этих детей относительно
медленные, с большой амплитудой размашистые движения глаз во время мыслительного процесса.
На основе уже усвоенного материала можно потренировать глазодвигательные реакции ребенка.
Сделать их более быстрыми и уменьшить амплитуду. Это, правда, требует определенного мастерства от
тренера, так как предполагает то, что называется «присоединением к глазодвигательным реакциям»
человека. О присоединении мы поговорим с вами позже. Здесь же я лишь замечу, что такой тренинг
порой дает очень хороший результат. Скорость протекания мыслительных процессов у ребенка
увеличивается. Причем со временем происходит постоянное нарастание скорости мышления. Похоже,
что наше бессознательное, а оно, безусловно, причастно к глазодвигательным реакциям, уловив
принцип, само начинает развивать соответствующее качество мыслительного процесса.
Что еще интересного вы заметили в ходе упражнения?
Оксана: Мы обнаружили, что после некоторых вопросов глаза человека делают несколько
движений.
Ведущий: Вероятно, это были сложные вопросы, предполагающие поиск информации не только
в рамках одной сенсорной системы, допустим, зрительной, но и обращение на уровень слуховых
образов, кинестетических ощущений. Если вы зададите вопрос типа: «На вашем старом диване удобно
сидеть?», то скорее всего получите сложный рисунок движения глаз. Глаза могут подняться вверх и
вправо, затем переместиться вбок вправо и в конце уйти влево вниз. Внутренний процесс можно
описать следующим образом: человек увидел свой старый диван, услышал, как он скрипит, когда на него
садятся и лишь затем ощутил, удобно ли на нем сидеть. Если вы хотите получить единичное движение
глаз, то задавайте вопросы, предполагающие обращение в поисках ответа только к одной сенсорной
системе.
Кирилл: А мы заметили, что проще научиться различать глазодвигательные реакции, наблюдая
за тем, кто задает вопросы. Обычно перед тем, как будет задан вопрос, глаза человека уходят в ту
|