грудь ладонью, то скорее всего он будет ждать, пока проблема разрешится сама собой.
Кстати, вы помните, что древнегреческие мыслители помещали душу именно в области грудной
клетки. Возможно, им слишком хорошо было знакомо это чувство потери и тоски. А может, их выбор
объяснялся и какими-то другими причинами. А кто был вместе и Игорем в одной группе? Что вы
можете сказать об особенности его жестикуляции и вообще движений? Наташа: Я могу сказать, что у
него было в целом меньше движений, чем у третьего участника. Наверное, это связано с тем, что Игорь
рассказывал свою историю в терминах слуховой модальности, а третий наш участник использовал
кинестетические предикаты. Еще у Игоря было относительно больше движений руками в стороны от
себя. Возможно, это тоже определяется доступом именно к слуховым ощущениям. Ведь движения глаз
вправо и влево вбок указывают на протекание данного внутреннего процесса.
Общая особенность у всех участников нашей группы при выполнении этого упражнения
состояла в том, что движения часто носили прерывистый, «рваный» характер. Как будто руки и тело
натыкаются на невидимое препятствие и замирают, а затем с каким-то усилием вновь продолжают свое
движение дальше. Иногда наблюдалось маятникообразное раскачивание тела. Остановившись перед
призрачным препятствием, оно отодвигалось назад и вновь как бы шло на «штурм» преграды. После
нескольких подобных «приступов» оно будто проламывало препятствие и двигалось за его границы.
Наблюдения за этой телесной борьбой оставили у меня самое сильное впечатление из всего, что было
во время упражнения.
Ведущий: Спасибо, Наташа, вы подметили много интересных моментов. Я уже говорил, что то
или иное внутреннее состояние сопровождается и выражается в напряжении и расслаблении различных
мышечных ансамблей. Человек опечаленный и человек обрадованный будут по-разному сидеть на
стуле, двигаться, жестикулировать. Все эти проявления в большинстве случаев индивидуальны. Но если
вы заметили, что ваш знакомый, загрустив, принимает определенную позу, то, увидев его в другой раз в
этой же позе, вы можете с большой долей вероятности предположить, что он снова грустит.
Поза это своеобразная мышечная фотография определенного внутреннего состояния. В
некотором смысле, человек живой «фотоальбом», где каждый «снимок» фрагмент его личностной
истории. Наше тело уникальное изобретение природы. Оно несет в себе бездну информации о
каждом мало-мальски значимом событии жизни. Двигайтесь и вы получите доступ к любым моментам
своего прошлого, во всех его нюансах и деталях. Прошлое никуда не уходит и не исчезает, оно живет в
каждом нашем движении. Если бы только можно было зафиксировать те путешествия по своей
личностной истории, которые каждый из нас осуществляет ежедневно. Одна поза это мы в десять
лет, другая в семнадцать, третья в два года.
Есть своеобразные лабиринты движения, в которых блуждает человек по пространству своей
жизни. Это удивительный, фантастический мир. Приходит, например, на консультацию мужчина и ты
видишь позу испуга в раннем детстве или подавленное состояние школьника. Так он садился, когда
впервые испытал сильное разочарование в близком человеке, а так поправлял волосы, потеряв работу.
Человек целый час рассказывает о своих трудностях и все время мигрирует по собственному
двигательному лабиринту безнадежности. В этом лабиринте нет места для радости, успеха, уверенности,
любви. Не имеет смысла о чем-то говорить и что-либо обсуждать, пока тело не нашло иные варианты
движения. Упомянутые Наташей преграды, которые преодолевает человек, ища новые пути и способы
самовыражения, и есть стены двигательного лабиринта. Иногда это соломенная перегородка, а порой
железобетонное перекрытие, о которое даже стальные гвозди гнутся. О такие места можно здорово
разбиться, если идти напролом. Но их можно и обойти. В этом, собственно, состоит мастерство
ведущего.
Если вы испытываете сильные отрицательные эмоции не переживайте их лежа на диване или
застыв в какой-то статичной позе. Последняя становится своеобразным мышечным снимком состояния.
В дальнейшем, как только вы принимаете соответствующее положение, тут же получаете доступ к
негативным переживаниях. Подобной фиксации отрицательных состояний позволяет избежать простое
движение. Движение это лучший способ предупредить воздействие негативных последствий
переживания. Оно позволяет израсходовать эмоциональную энергию, бросив ее в котел работающего
мышечного механизма. Академик Павлов говорил: «Ни одно лекарство не может заменить движение,
движение же может заменить любое лекарство». Движение это жизнь. Причем данное утверждение
|