не метафора, а прямое указание на опыт. В качестве подтверждения можно привести описание одного
очень показательного эксперимента.
Для опыта были отобраны две совершенно здоровые обезьяны. Их поместили в разные клетки.
Одна обезьяна была обездвижена, другая могла свободно перемещаться по своей клетке. Для обоих
животных регулярно создавалась стрессовая ситуация. Для этого использовался слабый удар
электрического тока. Одна обезьяна после воздействия электротока могла только громко кричать и
вынуждена была пассивно переносить возникающие негативные переживания. Другая, испытав удар
током, начинала бегать и прыгать по клетке до тех пор, пока не успокоится. Через несколько недель
животных усыпили и провели тщательное исследование состояния их внутренних органов. Никаких
патологических изменений у обезьяны, свободно перемещавшейся по клетке обнаружено не было. У
обездвиженной обезьяны была диагностирована язва желудка.
Существует большое количество заболеваний, причиной которых является то или иное
негативное психологические состояние человека. Проведенные исследования показывают, что от
тридцати до пятидесяти процентов всех болезней человека следствие психологических стрессов.
Некоторые их этих болезней хорошо известны. Кроме уже названной язвы желудка, можно упомянуть
такое широко распространенное заболевание, как гастрит. Сюда же относятся многие сердечно-
сосудистые патологии, различные поражения кожного покрова типа экземы и так далее.
Сложность лечения подобных болезней заключается в том, что если не нивелировано действие
психотравмирующей ситуации, то после любого курса медикаментозного лечения болезнь будет
развиваться заново. Важно найти способ преодоления негативных последствий стресса. И самым
простым и легкодоступным в этом случае является движение. Оно позволяет израсходовать
отрицательную энергию любого стресса и не допустить ее разрушительного воздействия на желудок,
сердце, кожу. Я, вероятно, несколько отошел от темы нашего обсуждения. Кто еще какими
наблюдениями хотел бы поделиться.
Инга: Мне кажется, что когда человек описывает что-то, используя предикаты кинестетической
модальности, то у него голос становится низким. У нас в группе один участник успел рассказать две
истории. Первую в терминах зрительной модальности, вторую используя слова, относящиеся к
кинестетической. Так вот во втором случае тональность голоса заметно понизилась. Впрочем, это может
быть случайностью или индивидуальной особенностью.
Ведущий: Скажите, Инга, а кто-то из ваших партнеров по группе заметил то, о чем вы нам
сообщили?
Инга: Нет. Но я говорила об этом с ними. Мы не пришли к общему мнению и решили задать
вопрос при обсуждении.
Ведущий: Инга, а вы музыкой когда-нибудь занимались?
Инга: Я окончила музыкальную школу.
Ведущий: Ваш развитый слух позволил услышать то, чего, возможно, не услышали ваши
партнеры. Действительно, «кинестетики» обычно говорят более низким голосом, чем «зрительно»
ориентированные люди. Те, у кого восприятие мира происходит в значительной степени посредством
слуха, занимают среднее положение между двумя полюсами. Вот, кстати, один из критериев,
позволяющих отличать людей по особенностям протекания внутренних процессов.
Приведенные фрагменты семинара хорошо иллюстрируют, сколь значимую и важную
информацию можно получить, всего лишь сместив свое внимание на обычно не замечаемые
особенности речевого поведения человека. Язык и речь это важнейшие инструменты нашего
сознания. Они позволяют ему организовывать и реорганизовывать человеческий опыт. Однако, важно
подчеркнуть, что сам по себе язык это не опыт, а представление опыта. Мы уже приводили метафору,
опирающуюся на сравнение карты и территории. Так вот, язык это карта человеческого опыта.
Органы чувств позволяют людям отражать окружающий мир и воссоздавать его в форме
зрительных, слуховых, кинестетических и других психических образов. Еще раз оговоримся, что образ
действительности, возникающий в психике человека, благодаря работе различных сенсорных систем,
это не сама действительность. Образ относится к последней точно так же, как карта к территории.
Мир отражается в психике человека лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы жить и
|