выжить, сохраняясь как существо биологическое и социальное. Образ-карта, создаваемый на основе
данных наших органов чувств, очень специфичен и далек от полного и исчерпывающего отражения
всего многообразия мира.
Получается интересная ситуация. Чувственный опыт человека это карта действительности, а
язык в свою очередь карта нашего опыта. Выходит, что язык это карта карты. Такое положение дел
приводит к тому, что мир в языке отражается в очень измененном и существенно трансформированном
виде. Правда, поскольку человек более-менее успешно живет на планете Земля, постольку все
названные искажения не мешают языку выполнять свою основную функцию.
В этой главе описаны два способа доступа к особенностям протекания внутренних психических
процессов. Речь идет о глазодвигательных рефлексах и специфических предикатах, используемых
людьми при разговоре. Заметим, что эти способы позволяют получить разную информацию о структуре
субъективного опыта человека и динамике его психических процессов.
Предикаты, используемые человеком, дают возможность понять в рамках какой модальной
системы он осознает происходящие события. Данные слова указывают на ту часть субъективного опыта,
которая доступна сознанию. Это могут быть кинестетические ощущения или переживания, а могут быть
и зрительные образы некой ситуации. Важно подчеркнуть, что в сознании всегда представлен только
фрагмент текущего в каждый момент времени, сложного, познавательного процесса.
Глазодвигательные реакции позволяют получить информацию о всех звеньях субъективного
процесса. Причем последовательность движения глаз отражает последовательность включения в
канву психического процесса тех или иных модальных систем. Выявленная таким образом структура
внутреннего процесса называется стратегией. Мы уже использовали этот термин при обсуждении
результатов последнего из описанных упражнений. У одного участника семинара во время создания
рассказа с использованием только предикатов кинестетической модальности была отмечена
повторяющаяся последовательность движения глаз. В этом случае ведущий семинара и упомянул о
внутренней стратегии.
Дело в том, что в структуре познавательного процесса можно выделить несколько этапов: поиск
необходимой информации, ее осознание и оценка. Наличие у человека разных органов чувств и
соответственно разных модальных систем восприятия порождает очень интересную ситуацию.
Оказывается, человек может, например, отыскивать необходимую ему в данный момент информацию,
перебирая зрительные образы воспоминания, а осознавать он будет лишь ощущения и переживания,
которые с этими образами связаны или ими порождаются. Подобное положение дел порой приводит к
«застреванию» людей в каких-либо негативных эмоциональных состояниях и к соответствующему
деструктивному поведению.
Однажды на консультацию пришел мужчина с жалобой на крайне угнетенное состояние. Когда
он рассказывал о своих переживаниях, то его глаза двигались относительно наблюдателя по
следующему маршруту: вверх-вправо и затем вниз-влево. Следовательно, он получал доступ к каким-то
зрительным образам, а потом испытывал переживания по поводу увиденного. Однако, в своем рассказе
человек оперировал исключительно предикатами кинестетической модальности. Он говорил о тяжести,
подавленности, бессилии и тому подобном. Это указывало на то, что образ, вызывающий угнетенное
состояние, не осознавался.
Психолог спросил у мужчины, что за зрительный образ он вспоминает, испытывая все те
переживания, о которых говорит. Человек довольно легко осознал содержание зрительной картины.
Оно действительно оказалось угнетающим. Около года назад мужчина попал в автомобильную
катастрофу. Сам получил лишь легкие ушибы. Но сидевший за рулем друг скончался от травм у него на
руках. Авария произошла на трассе, далеко от города и помощь подоспела слишком поздно. Вот эта
картина и выплывала перед внутренним взором человека. Однако, сама она не осознавалась. В сознание
проникало лишь эмоциональное переживание ситуации.
При таком положении дел человек оказался не в состоянии что-либо изменить. Весь мир для него
окрасился в мрачные тона подавленности, бессилия, угнетенности. Пытаясь как-то объяснить себе свое
же собственное состояние, он уже длительное время занимался тем, что выискивал все самое
неприятное в личной жизни. Различные неудачи и мелкие неудобства стали разрастаться до размеров
чего-то непоправимо болезненного.
|