Крайне важный и интересный момент заключается в том, что стратегии можно научиться. В
этом плане имеет большое практическое значение изучение людей, умеющих мастерски что-либо делать.
Например, есть люди, обладающие тем, что называют «врожденной грамотностью». Они пишут
безошибочно, почти не обращаясь к существующим правилам грамматики. Оказывается, эти люди
владеют особой стратегией, позволяющей им не делать ошибок. Они запоминают слова в форме
зрительных образов. Это значительно более эффективный способ, чем, допустим, сохранять эталоны
слов в форме слуховых образов. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так
и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то он будет постоянно путать их при
написании. С другой стороны, даже если звуковой эталон слова верно сформирован, а произношение и
написание не совпадают между собой, то повседневная речь будет постоянно разрушать сложившийся
эталонный образ. В этом случае человек вынужден всю жизнь при письме опираться на существующие
правила грамматики.
Стратегия грамотного письма включает в качестве ведущей системы зрительную модальность.
Человек отыскивает необходимый ему эталон слова, перебирая зрительные образы-воспоминания. В
сознание информация также вводится с помощью названного канала. Другими словами, роль
репрезентативной системы опять-таки выполняет зрительная модальность. А вот оценка соответствия
написанного эталону (функция референтной системы) осуществляется посредством кинестетических
ощущений. Человек просто чувствует, правильно или неправильно написано слово. Если специально
обратить внимание, то можно заметить, что при ошибочном написании слова у человека возникает
своеобразное ощущение в области средней линии тела. Именно оно позволяет ему утверждать, что при
написании допущена ошибка.
Данной стратегии можно обучить ребенка. Причем эффективность обучения намного выше, чем
при заучивании правил языка. Правило можно забыть, стратегию никогда. Правило предполагает
постоянное использование сознательных ресурсов человека. Стратегия действует автоматически на
неосознаваемом уровне. Она позволяет подключить ресурсы бессознательного, освобождая сознание
для каких-либо иных аспектов выполняемой деятельности.
Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов.
Ребенку или обучающемуся взрослому зрительно предъявляется для запоминания эталон слова.
Например, его можно написать на карточке и показать. Первоначально человек читает слово, чтобы
быть в состоянии его узнавать. А затем на мгновение ему предъявляется карточка с эталоном. Причем,
карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх относительно средней линии
взора. Это обеспечивает легкий доступ к зрительной памяти. А именно в этой форме необходимо
хранить эталон слова.
Предъявление на короткое время осуществляется для того, чтобы человек узнал слово, но не
успел его прочитать, проговаривая про себя. Иначе эталон формируется сразу в двух видах образов
зрительном и слуховом. При обучении важно устранить одновременность этих событий. В противном
случае может возникать конфронтация эталонов в момент написания слова. Особенно, если
произношение и написание не совпадают.
Вероятно, каждый слышал, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Но иногда
родители удивляются, что вроде бы ребенок очень много читает, но все равно делает значительное
число ошибок. Возможно, это связано с тем, что он читает, опустив глаза вниз, как при чтении лежа. В
этом случае зрительные эталоны слов не формируются.
Предъявив вышеназванным способом некоторое количество слов, можно попросить человека их
написать. Наблюдение за движением глаз позволит вам контролировать используемую внутреннюю
стратегию. Относительно наблюдателя при написании слова глаза первоначально уходят в верхний
правый угол (зрительный доступ), а затем в нижний левый (доступ к кинестетическим ощущениям).
Описание методики формирования грамотного письма дано в качестве примера возможного
использования знаний о внутренних стратегиях человека. Существующие системы образования, в
основном, построены на передаче ученику некоторого объема содержательной информации. Однако
содержание очень часто крайне неэффективно организуется во внутреннем опыте людей. И связано это
с неадекватностью стратегии человека содержательной стороне осваиваемой информации. В данной
области существует множество разных коллизий. Мы не будем их все здесь перечислять. Отметим лишь,
|