изменяется. Она становится по своим характеристикам (светлая, прозрачная, размытая) аналогичной
картинке, вызывающей при воспоминании улыбку. Это и есть показатель обучения.
Еще очень интересно то, что у Сергея произошло обобщение полученного опыта и его перенос на
новую ситуацию. Утреннее событие, выбившее его из колеи, так же «посветлело» и перестало
беспокоить.
Наш мозг, наша психика, регулируют все процессы жизнедеятельности человека. Это и
внутренние процессы дыхание, кровообращение, пищеварение и т.п.; это и внешние процессы
поведения. Мозг в каждой конкретной ситуации выбирает наилучший вариант реагирования из тех, что
ему доступны. И если человеку не нравится его собственный способ реагирования, если он не
эффективен, значит у человека просто нет лучшего выбора. Либо этот выбор ему недоступен в контексте
данной деятельности.
Ведущий вместе с Сергеем обнаружили, что он уже владеет способом реагирования, который его
устраивает. Это особое видение события, вызывающее улыбку. Осталось только перенести это видение
на беспокоящую человека ситуацию. Что и было сделано.
Для осуществления изменений нет необходимости собирать такую подробную информацию о
содержании беспокоящего события. Изменение можно осуществить не обращаясь к содержанию. Это,
кстати, показывает действительное место содержания в жизни человека. Я хочу привести запись еще
одного диалога из другого нашего семинара. Этот фрагмент проиллюстрирует только что сделанное
утверждение.
Ведущий: С чем вы решили поработать?
Надежда: Когда я начинаю какое-нибудь новое дело, то у меня возникают очень сильные
сомнения в успехе.
Ведущий: Новое дело предполагает активный поиск нетрадиционных решений, нестереотипных
способов поведения и т. п. Сомнения лучший помощник такого поиска. Как вы считаете?
Надежда: Я сомневаюсь уже после того, как приняла решение и выбрала, что и как буду делать.
Вот в чем трудность. Это мне мешает сделать первые шаги. Я медлю, теряю время, испытываю
неприятные ощущения.
Ведущий: Я правильно понял, что эти переживания как бы сковывают вашу активность.
Надежда: Да. Причем именно в самом начале. Потом все идет, как было намечено, и подобных
сложностей не возникает.
Ведущий: Надежда, вспомните ситуацию, когда у вас были сомнения, но это сопровождалось
активностью и хорошими позитивными переживаниями.
Надежда: Я вспомнила.
Ведущий: У вас есть картинка этой ситуации?
Надежда: Да.
Ведущий: Пока оставим эту картинку. Мы к ней вернемся чуть позже. Надежда, а теперь
вспомните любое начало какого-то дела, где сомнения сковывают вашу активность и доставляют
неприятные ощущения. Есть?
Надежда: Да, вспомнила.
Ведущий: У вас есть картинка данной ситуации?
Надежда: Да.
Ведущий: Давайте сравним параметры первой и второй картинок.
Надежда: Вторая картинка очень близка ко мне.
Ведущий: Вы в нее буквально «уткнулись носом» и поэтому, наверное, плохо видно, что
происходит?
Надежда: Да. Первая картинка, где я хорошо себя чувствую, она дальше, и я могу видеть все
происходящее целиком.
Ведущий: Есть разница по признаку «движения»?
Надежда: Движение есть и в первом и во втором случае. Но во втором случае движение более
быстрое. События как бы проносятся.
Ведущий: Изображение не бывает смазанным?
Надежда: Нет. Но так как оно близко, то я перевожу взгляд из одного места в другое. Мне
|