каково историческое значение личности. Здесь опять-таки тесно соприкаса-
ются психологический и социологический аспекты рассмотрения личности.
Богатство личности определяется богатством ее опыта и, выражая уровень
ее развития, неразрывно связано с ее сознательностью и ее самосознанием,
под которым подразумевается способность личности правильно отражать
действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее,
правильно оценивать себя самого и свое место в действительности.
Уровень развития личности одновременно является уровнем развития
ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических по-
нятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же отно-
сятся и такие еще малоизученные свойства, как сложность, тонкость, диф-
ференцированность личности.
Аспекты общественного и культурного развития личности полностью
не совпадают. Общественное развитие человека выражается той ролью, ко-
торую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с лич-
ными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идей-
ных элементов индивидуального опыта и органических («витальных») им-
пульсов поведения. Конечно, наиболее высокий уровень развития характе-
ризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой. Однако культур-
но развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно не разви-
тый коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого
уровня оно ни достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общест-
венные связи и мотивы поведения. Коллективизм второго оказывается сти-
хийным, примитивным, ибо не сочетается с высоким культурным уровнем,
необходимым для обеспечения общественной сознательности человека.
Ступени общественного и культурного развития отличаются различной ро-
лью, которую на каждой из них играют для личности общественные и лич-
ные отношения.
Избирательная направленность отношений определяет и внешние и
внутренние реакции личности. В социальном плане это полюса внешней
социальности и внутренней отзывчивости личности к другим людям и тре-
бованиям коллектива. Уровень развития и избирательность отношений ха-
рактеризуют содержание личности.
Третьим существенным компонентом является динамика реакций лич-
ности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом
и с физиологической стороны освещено И.П. Павловым как тип высшей
нервной деятельности.
Следует только подчеркнуть, что: 1) темперамент проявляется во всех
сторонах личности, в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; 2)
темперамент обнаруживается лишь в области активных отношений лично-
сти; 3) темперамент также может меняться под влиянием жизненных усло-
вий.
Четвертый компонент характеристики личности это взаимосвязь ос-
новных компонентов, или общая структура личности. Сюда относятся про-
порциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина,
ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики
или то, что по преимуществу называют характером личности.
Эта сторона важна для понимания таких волевых и моральных
свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, от-
зывчивость, внимание к человеку, принципиальность, честность и противо-
|