Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 26 
Next page End  

ность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа
личности.
Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «лич-
ность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом на-
чиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность жи-
вотного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется
говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индиви-
дуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и
т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности 
даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипиче-
ские особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных
под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельст-
во лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта
перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, на-
конец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и
это отнюдь не фигуральное только выражение; но никакой патологический
процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разде-
ленный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целост-
ность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк».
Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Лич-
ность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не ро-
дятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности ново-
рожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности прояв-
ляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних
возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общест-
венно-исторического и онтогенетического развития человека.
Личность есть специальное человеческое образование, которое так же
не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не мо-
гут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности.
Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производ-
ство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «про-
изводится» - создается  общественными отношениями, в которые индивид
вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансфор-
мируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет
не причину, а следствие формирования его личности.
Выразим это иначе: особенности, характеризующие одно единство
(индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого
образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но
именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной дея-
тельности индивида не становятся особенностями его личности и не опреде-
ляют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, не-
обходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем
«скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных
процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне ме-
ханизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с
миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании лично-
сти.
Чтобы подчеркнуть сказанное, я позволю себе некоторое отступление.
Когда речь заходит о личности, мы привычно ассоциируем ее психологиче-
Hosted by uCoz