вантной методологии исследования. Нет основания полагать, что в истории
науки все эти категории строго одновременно стали предметом рефлексии, а
также методологически и теоретически организованного изучения. Освое-
ние указанных категорий осуществлялось в определенной последовательно-
сти, порождая в поступательном движении научного знания разветвленную
систему понятий, концепций, эмпирических исследований и добытых фак-
тов, формируя конкретное содержание отраслей психологии...
Понимание социальной сущности человека, включенности индивида в
исторически возникающую и исторически изменяющуюся систему общест-
венных отношений органически входит в трактовку категорий «психосоци-
альное отношение» и «организм индивид личность», образуя их методо-
логическое основание, определяя общие подходы к построению программ
научного исследования в области интенсивно развивающейся социальной
психологии и психологии личности.
Все сказанное позволяет использовать категории «организм индивид
личность» для построения общепсихологической теории личности.
Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для
построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в
виду, когда она обозначается как «общепсихологическая». Речь в данном
случае идет не столько о ее общей методологической и онтологической схе-
ме (при всей ее важности), сколько о том, что данный теоретический конст-
рукт представлен в присущих ему характеристиках и связях, которые выяв-
ляются во всех отраслях психологии: не только в так называемой общей
психологии, но и в социальной, возрастной, педагогической, юридической,
психологии управления, патопсихологии и других, выступая в присущей на-
учной теории программирующей роли по отношению к соответствующей
практической сфере (образованию, производству, медицине, правопорядку).
Как всякая научная теория, теория личности должна отвечать общему
методологическому требованию дать целостное представление о законо-
мерностях и существенных связях определенной области действительности
(личности человека), предложить целостную (при ее внутренней дифферен-
цированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не
только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных фено-
менов в определенных условиях и которую характеризовала бы логическая
зависимость одних ее сторон от других, принципиальная возможность выве-
дения ее содержания из некоторой совокупности исходных утверждений.
Выше в восьми тезисах. Выполняющих функцию своего рода пролегоменов
(предварительных суждений, входящих в изучение предмета) к предстояще-
му теоретическому построению, показана совокупность утверждений (по-
стулатов, допущений, законов и т.д.), образующих исходный базис обще-
психологической теории личности, тем самым оказывается возможным по-
строить теоретическую модель существенных связей, выступающих в опре-
деленной психологической реальности личности человека. Возникновение
теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охва-
тывающей множество накопленных в общей, социальной, детской психоло-
гии, патопсихологии, психотерапии фактов, добытых экспериментально, но
пока еще разрозненных и не обобщенных.
|