Здесь описана в самом общем виде теоретическая абстракция, обеспе-
чивающая последующее восхождение к конкретному. Только так (на пути от
абстрактного к конкретному) можно развивать ее в систему взаимосвязан-
ных концепций, содержание которых включает утверждения с их эмпириче-
скими доказательствами, и построить конкретные теоретические конструк-
ции, отправляющиеся от совокупности вводимых общетеоретических прин-
ципов.
Что же представляет собой теория личности, ее наиболее общая мо-
дель? Она, по существу, должна совпадать с определением личности, опи-
сывающим ее в системе наиболее существенных связей и зависимостей и
отвечающим основным общенаучным методологическим принципам: де-
терминизма, системности, развития. Тогда теоретическая модель личности
должна быть представлена как определяемое активной включенностью в
общественные отношения системное качество их субъекта (индивида),
имеющее трехзвенную структуру (интра-, интер- и метаиндивидную его ре-
презентации), развивающуюся в общении и совместной деятельности и ею
опосредствованную.
Рассмотрим, в чем здесь проявляет себя следование общенаучным ме-
тодологическим принципам.
Принцип детерминизма применительно к психологической теории
личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности
обстоятельств, предшествующих во времени следствию, но и на другие его
формы (М.Г. Ярошевский): на системный детерминизм, обнаруживающийся
в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также
на целевой детерминизм, в соответствии с которым цель определяет процесс
достижения результата. Представление об активности личности, ее направ-
ленности, которое утвердилось в психологии начиная со второй половины
30-х годов ХХ века, создает методологические предпосылки для реализации
принципа детерминизма на уровне категории «психосоциального отноше-
ния». В психологии были выдвинуты трактовка детерминизма как действия
«внешних причин через внутренние условия» (С.Л. Рубинштейн) и трактов-
ка детерминизма как действия «внутреннего через внешнее» (А.Н. Леонть-
ев).
Детерминистический тезис о том, что, изменяя в деятельности реаль-
ный мир, субъект изменяется сам, что и объясняет личностные трансформа-
ции индивида, оказалось возможным распространить и на область межлич-
ностных связей, в которых наиболее полно выявляет себя категория психо-
социального отношения. Так же, как индивид в предметной деятельности
изменяет окружающий мир и посредством этого изменения изменяет себя,
становится личностью, социальная группа в своей совместной социально
значимой деятельности конструирует и изменяет систему межличностных
отношений и межличностного взаимодействия, становится коллективом.
Феномены межличностных отношений отчетливо это обнаруживают. Так,
самоопределение в отношении задач групповой деятельности складывается
как результат активной деятельности по претворению в жизнь поставленных
перед ней целей, то есть межличностные отношения преобразуются дея-
тельностью, которая направлена вовне на присвоение социально значимого
предмета, а не на сами эти межличностные отношения.
|