храняется преемственность, она опосредована и обусловлена связью с раз-
вивающейся личностью. То же в не меньшей степени применимо к органи-
зации волевой жизни и к любой аналитически выделенной стороне психики.
Тот факт, что психические процессы человека суть проявления лично-
сти, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только
процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно
регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладева-
ет и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни
задач. Так, процесс восприятия превращается у человека в более или менее
сознательно регулируемый им процесс наблюдения, и в этом именно прояв-
ляется существенная особенность подлинно человеческого восприятия. Точ-
но так же в человеческой памяти непроизвольное запечатление сменяется
сознательным запоминанием и превращается в организованную деятель-
ность заучивания, так же как непроизвольное всплывание воспоминаний
сменяется намеренным припоминанием. Мышление по самому существу
всегда является совокупностью операций, сознательно направляемых на
разрешение задач. Внимание, в своей специфически человеческой форме,
оказывается произвольным, т.е. сознательно регулируемым вниманием. Оно,
в сущности, есть лишь проявление воли, которая выражается в том, что вся
деятельность человека превращается в действия, сознательно регулируемые
личностью.
Таким образом, вся психология человека в той трактовке, которая была
ей здесь дана, является психологией личности. Личность не выступает лишь
как завершение курса психологии. Она проходит через все построение, от
начала до конца. Она образует основу, изнутри определяющую трактовку
психики человека в целом. Все психические процессы составляют психиче-
ское содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вно-
сит свой вклад в богатство ее внутренней жизни. Стоит обратить внимание
на то, какое огромное место в жизни музыкального человека может занять
музыка и в какой мере музыкальные впечатления могут заполнить и обога-
тить его жизнь, чтобы понять, какое большое потенциальное богатство для
духовной жизни личности заключено в ее чувствительности. Достаточно
присмотреться к жизни любого слепого человека, чтобы убедиться в том,
как выпадение хотя бы одной сферы ощущений отражается на всей жизни и
психическом облике личности, вплоть до ее характерологических черт (обу-
словливая настороженность, переходящую то в собранность, то в мнитель-
ность, и т.п.). Это относится, конечно, не только к чувствительности, но ни-
как не в меньшей мере и ко всем другим психическим явлениям. Например,
память сохраняет и воспроизводит наше прошлое в воспоминаниях, часто
еще согретых теплотой личного переживания; отражая в сознании наш жиз-
ненный путь в преемственной связи между нашим «сегодня» и нашим «вче-
ра», она существенно обусловливает само единство сознания. Но от психи-
ческих процессов надо все же отличать психические свойства личности, те
черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и ха-
рактер, составляют основание самой личности и определяют ее психологи-
ческий облик.
Психические процессы и психические свойства личности фактически
неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их
конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начи-
ная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и ре-
|