ального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изо-
лированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчиво-
сти и впечатлительности и т.д.; с другой каждый вид психических процес-
сов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит
в ее свойства. Поэтому при изучении любой категории психических процес-
сов познавательных, эмоциональных, волевых мы от изучения общих
закономерностей переходили к тем индивидуально-типологическим
особенностям, которые выступают в данной сфере. Индивидуально-
типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображе-
нии, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенно-
стях в эмоциональной и волевой сфере, - это уже психические свойства и
особенности личности в области восприятия, мышления и т.д., как-то: вос-
приимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость. Рассу-
дительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность,
решительность, настойчивость и т.п. Тем самым уже внутри аналитического
изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней
необходимостью переход к изучению психических свойств личности. Те-
перь они должны стать предметом специального изучения.
Психические свойства не изначальная данность; они формируются и
развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм
не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функциони-
руя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать:
она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности лич-
ность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельно-
сти ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от
аналитического изучения психических процессов к изучению психических
свойств личности проходит поэтому через изучение психологической сторо-
ны ее деятельности. Единство деятельности, объединяющей многообразные
действия и поступки, - в единстве ее исходных мотивов и конечных целей,
которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психо-
логической стороны деятельности является не чем иным, как изучением
психологии личности в процессе ее деятельности. В труде, учении, игре
формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое
содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состоя-
ние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свой-
ствам личности, которые характеризовал бы какую-нибудь сторону ее пси-
хического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании харак-
теризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не все-
гда существенной и показательной для личности.
Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются
относительно устойчивые психические свойства личности¹.
Психические свойства личности ее способности и характерологиче-
ские черты формируются входе жизни. Врожденные особенности организ-
ма являются лишь задатками весьма многозначными. Которые обусловли-
вают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе од-
них и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства
способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятель-
1
Термин «свойства» употребляется здесь в широком смысле, как обозначающий, наряду с
характерологическими чертами, также установки и направленности личности, т.е. все, что
непосредственно определяет ее психический облик. (Прим. С.Л. Рубинштейна).
|