ности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде
складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях
и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в
единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существова-
ния, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ
мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности.
Изучение психического облика личности включает три основных во-
проса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хо-
тим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он
хочет. Что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о на-
правленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способ-
ностях, дарованиях человека. Однако способности это сперва только воз-
можности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам
нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в
плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности.
Это вопрос о характере человека.
Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с
вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него
смысл жизни и деятельности. Именно то, что особенно значимо для челове-
ка, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности
и определяет подлинный стержень личности.
Эти различные аспекты, или стороны, психического облика личности,
конечно, не внеположны. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В кон-
кретной деятельности человека все они сплетены в одном узле. Направлен-
ность личности, ее установки, раз за разом порождая в однородных ситуаци-
ях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в
нем в виде свойств личности. Наличие интереса к определенной области и
деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем на-
правлении. А наличие определенных способностей, обусловливая плодо-
творную работу, стимулирует интерес к ней.
Так же тесна и неразрывна взаимосвязь способностей и свойств харак-
тера. Например, наличие больших способностей, обусловливая сознание
своих сил, своей мощи, не может не отразиться на характерологических
свойствах человека, порождая в одних случаях уверенность в себе, твер-
дость, решительность, в других самомнение или беспечность, непривычку
к упорному труду. Точно так же малые способности могут обусловить в од-
них случаях робость, неуверенность в себе, в других упорство, трудолю-
бие, привычку к усидчивому труду, т.е. очень существенные характерологи-
ческие свойства. Характерологические же свойства, в свою очередь, обу-
словливают развитие способностей, поскольку способности развиваются,
реализуясь, а реализация их зависит от характерологических данных
целеустремленности, настойчивости, упорства в достижении цели и т.п. В
отрыве от соответствующих характерологических свойств способности это
лишь очень абстрактные и малореальные возможности. Реальная способ-
ность это способность в действии, неуклонном и целеустремленном; она
поэтому не только способность, но и доблесть.
Так в реальной жизни личности все стороны ее психического облика,
переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.
|