неосознанность, 3) контроль и 4) цинизм. Философию жизни актуализатора составляют четыре
противоположных характеристики: 1) честность, 2) осознанность, 3) свобода и 4) доверие. Переход от
манипуляций к актуализации подразумевает движение по континууму от безжизненности и
осмотрительности к живости и спонтанности.
Манипулятор
1. Обман (фальшь, плутовство). Манипулятор достигает своей цели при помощи разнообразных
уловок, ухищрений и приемов. Он ломает комедии, играет роли, чтобы создать впечатление. Он
выражает лишь сознательно ото бранные чувства в соответствии с ситуацией.
2. Неосознанность (безжизненность, скука). Манипулятор не осознает действительно важных
жизненных интересов. Он обладает "тоннельным зрением", он видит только то, что хочет видеть, и
слышит только то, что хочет слышать.
3. Контроль (замкнутость, преднамеренность). Манипулятор играет в жизнь, будто в шахматы. И
хотя он выглядит расслабленным, на самом деле он контролирует себя и ситуацию, скрывая свои
истинные мотивы от "противника".
4. Цинизм (недоверие). У манипулятора отсутствует базовое доверие к себе и к другим людям. В
глубине души он не верит самой человеческой природе. Взаимоотношения с людьми он рассматривает
только с точки зрения контроля. Он видит в них единственную альтернативу: либо контролируешь ты,
либо контролируют тебя.
Актуализатор
1. Честность (откровенность, искренность, аутентичность). Актуализатор способен быть честным
в своих чувствах, какими бы они ни были. Ему характерны искренность и выразительность, он
неподдельно может быть самим собой.
2. Осознанность (реактивность, живость, интерес). Актуализатор видит и слышит все, что
касается его и других. Он совершенно сознательно интересуется природой, искусством, музыкой и
другими аспектами жизни.
3. Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он совершенно свободно
остается самим собой и реализует собственный потенциал. Он сам хозяин своей жизни, ее субъект, а не
объект воздействия или марионетка в чьих-либо руках.
4. Доверие (вера). Актуализатор обладает базовым доверием к себе и к людям и готов строить
свои отношения с ними и с миром с позиции "здесь и сейчас".
Безусловно, в нашем энергичном обществе, в котором первостепенное значение отводится
рыночной ориентации, актуализация оказывается сильно затрудненной. Возьмем, к примеру,
бизнесмена, который не предпринимает никаких попыток стать актуализатором до тех пор, пока
сердечный приступ не дает ему, наконец, понять, в чем заключается истинный смысл жизни. Но до
этого времени он слишком занят, чтобы задумываться относительно какой-то экзистенциальной
белиберды. Как отмечал Карл Густав Юнг, первую половину жизни мы имеем дело с достижениями и
свершениями: мы получаем образование, устраиваемся на работу, женимся или выходим замуж. Вторая
половина жизни связана с развитием нашей внутренней сущности. И если кто-то избегает этого, если в
зрелости он продолжает жить так же, как жил в молодости, то скоро он понимает, что пресытился этой
жизнью, устал от нее, ибо законы, которые действуют в первой половине нашей жизни, отличаются от
тех, которым подчиняется ее вторая половина.
Различие между манипулятивными и актуализирующими взаимоотношениями
Актуализатор осознает и высоко ценит свою уникальность. Мартин Бубер выразил это
следующими словами: "Каждый человек появляется на свет, принося с собой что-то новое, что-то такое,
чего никогда не существовало раньше, что-то оригинальное совершенно уникальное. И каждый человек
должен... знать и принимать во внимание, что он уникален в этом мире, что уникален его особенный
характер и что на этом свете никогда не было и не будет никого, кто был бы таким же, как он, потому
|