Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 89 
Next page End  

что если уже существовал кто-то, похожий на него, то в нем самом не было бы необходимости. Каждый
отдельно взятый человек есть вещь совершенно новая в этом мире и призван реализовывать в нем свою
индивидуальность... Первоочередной долг каждого человека состоит в актуализации своей
уникальности, своих беспрецедентных и бесконечных возможностей, но никак не в повторении того,
что уже было кем-то, пусть даже самым великим человеком, достигнуто" /6/.
Бубер описал различие между манипулятивными и актуализирующими взаимоотношениями как
разницу между "я-оно" и "я-ты" отношениями. Забегая вперед, скажу, что манипулятивные
взаимоотношения двух людей являются отношениями в системе "оно-оно", а актуализирующие
отношения - отношениями в системе "ты-ты". Эта разница очень важна для нас, так как предполагает,
что человек, относящийся к другому как к "оно", сам становится "оно", а человек, видящий в другом "ты",
превращается в "ты".
Истинное понимание между двумя людьми происходит благодаря их самовыражению: каждый
выражает свои желания или потребности вместо того, чтобы требовать; предпочтения вместо того,
чтобы приказывать; одобрение вместо того, чтобы терпеливо пережидать. Каждый из них, если
потребуется, готов сознательно пожертвовать чем-либо ради интересов другого, а не изображать
смирение. Такие отношения можно назвать близостью и противопоставить их отношениям
дистанцированности.
Так, актуализатор может быть назван человеком, воспринимающим себя и другого как "ты", то
есть в качестве человеческого существа, обладающего безусловной ценностью, в противовес
восприятию себя и другого как "оно", или в качестве "вещи", что характерно манипулятору.
Человек обладает многими актуализируемыми возможностями, некоторые из которых он ценит
больше остальных. Но чем более мы становимся способными признать все актуализирующиеся аспекты,
или стороны, себя, тем более полно актуализирующимися людьми мы становимся. И наоборот, чем
больше малоценных сторон собственной личности мы для себя открываем, тем сильнее начинаем
чувствовать как "оно"; в этом случае мы не можем не быть манипуляторами и воспринимаем других как
"оно", или как "вещи".
Поэтому манипулятор чувствует себя непонятым, непризнанным и недооцененным. И чем
больше он обесценивает себя, тем большую часть себя он вынужден отрицать, не принимать и
обходиться с ней как с "вещью". Когда мы совершаем что-то, что не соответствует нашим ценностям или
нашему знанию о себе, мы говорим: "Я будто бы во власти чего-то" или: "На меня это не похоже".
Вскорости такая тенденция отрицания и неприятия распространяется на все сферы нашей жизни. Когда
наша любимая команда проигрывает очередной матч, она уже больше не может являться "нашей
любимой командой" и сразу же становится "этой командой", "их командой" или просто "командой тех
бездельников". Подобным образом возлюбленная превращается в "сварливую бабу" или "законный"
муженек - в "толстый кошелек" или "диктатора". Когда ты чувствуешь себя как "вещь", окружающие люди
тоже становятся "вещами".
Находясь в процессе актуализации, ты принимаешь себя и других и не нуждаешься в том, чтобы
манипулировать кем-то или кого-то контролировать. Ты действуешь, исходя из позиции самоценности,
а не позиции неполноценности. Если воспринимаешь себя как достойное "ты", другие тоже видятся тебе
как "ты".
Манипулятор действует, будучи уверенным, что может преодолеть свою неполноценность
только борясь с собой и окружающими. Для него вся жизнь представляется сражением, имеющим свою
стратегию, тактику, уловки, или игрой на выживание. Когда манипулятор проигрывает в сражении или
в споре, ему кажется, что он потерял все. Актуализатор же рассматривает жизнь не как битву, а как
процесс постоянного саморазвития, в котором признание окружающих не нужно завоевывать, потому
что оно приходит само, естественным образом вместе с саморазвитием.
Здесь я должен сформулировать, возможно, самую главную мысль в этой книге. В то время как
личность манипулятора складывается из многочисленных антагонистичных противоположностей,
личность актуализатора состоит из не менее многочисленных комплиментарных противоположностей.
На рисунке 2 показан актуализирующийся человек как сочетание четырех комплиментарных
потенциалов, которые обычно полностью происходят из изначально манипулятивных потенциалов. Вы
можете не согласиться с примерами предложенных здесь исторических фигур и, возможно, найдете
Hosted by uCoz