Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 89 
Next page End  

из нас даже не знают, что это такое. В результате мы так и не научились точно их понимать и обрекли
себя на вечную жизнь в ситуации вавилонского столпотворения. В этой связи уместно рассмотреть пять
базовых контактных эмоций, о которых мы уже упоминали в предыдущей главе:
1. Гнев. Какое сообщение вы получаете от своего организма, когда сердитесь? Что вам говорит
ваше тело? Как вы понимаете, что вы разозлились? Вам хочется влезть в драку, не иначе. (Она, конечно,
может остаться лишь в рамках словесной стычки, не более.) Как вы понимаете, что хотите драться? Все
ваше существо заявляет вам об этом. Ваши дыхание и сердцебиение учащаются, мышцы начинают
сокращаться, все ваше тело напрягается и вам по-настоящему становится жарко. У большинства людей,
когда они разгневаны, кровь приливает к лицу и заставляет их краснеть. Не имеет значения, словесная
это стычка или физическая, или даже какой-то небольшой эпизод агрессивного поведения - наше тело
должно сделать хоть что-нибудь. В подобной ситуации - худшее, что мы можем сделать, - подавить этот
выплеск.
2. Страх. Как вы узнаете, что ваше тело наполняется страхом? Это чувство прямо
противоположно чувству гнева. У вас пересыхает во рту, вы чувствуете озноб, ваши ладони
увлажняются. Если вы пожмете руку кому-то, кто пребывает в состоянии страха, вы сразу почувствуете,
что она холодная и влажная.
3. Обида. По правде говоря, многие из нас, по-видимому, боятся кого- нибудь ненароком
обидеть. И я подозреваю, что это связано с много численными манипуляторами, существующими в
нашей жизни, которые запрещают нам задевать их чувства. Они с легкостью вовлекают нас в свои игры,
а мы этого даже не замечаем. "Почему ты ничего с этим не сделал?" - спрашивает кто-нибудь, и мы
почти машинально отвечаем: "Я не хотел никого обидеть". С какой стати, если ваше право делать то, что
вы считаете нужным? К примеру, вы стали свидетелем того, как четырнадцатилетний сын ваших
соседей, пользуясь отсутствием родителей, намеревается на время "одолжить" у них машину, что из-за
отсутствия у него достаточных навыков вождения чревато катастрофическими последствиями? Что вы
сделаете?
Необъяснимое желание избежать нанести обиду кому-то или чему-то - безусловно,
невротический симптом. Если мы начинаем так себя вести, важно, чтобы мы смогли понять себя.
Действительно ли нам так страшно обидеть кого- то, или, может быть, нас все-таки страшит то, что
могут обидеть нас? А вдруг тот сосед скажет нам, что и наш сын берет машину без разрешения? Или
заявит, что это не наше дело? Тогда это заденет наше самолюбие.
Обида - чрезвычайно сложное для выражения чувство. Когда вы действительно чувствуете
обиду, вы замыкаетесь и превращаетесь в ребенка, ищущего защиту у матери. Один из симптомов,
который мы осознаем, - это слезы. По многим причинам женщины совсем не боятся обнаруживать свои
чувства подобным образом, тогда как мужчины в нашей культуре ни в коем случае не позволяют себе
этого. Вне всякого сомнения, когда-то в детстве некий манипулятор запретил им плакать, сказав при
этом что-нибудь вроде: "Ну, ну, Джони, большие мальчики не плачут". Тиллих как-то говорил, что
большинству из нас "не хватает смелости даже на то, чтобы огорчиться", ибо мы действительно боимся
чувствовать себя плохо. Однако рано или поздно эта невыраженная обида может стать непосильной
обузой. В этой связи мне припоминается один мужчина, который однажды с выражением отчаяния в
глазах заявил: "Больше всего на свете я хочу испытать настоящую человеческую обиду, весом в 24
карата!" Он сыт по горло усвоенной за всю жизнь привычкой к манипуляциям, теперь ему хочется как
следует обидеться и наконец получить облегчение в обыкновенных человеческих слезах!
4. Доверие. Это четвертое фундаментальное чувство, переживаемое как открытость. Когда вы
кому-то доверяете, то можете сказать ему: "Я здесь и доверяю тебе. Делай со мной, что хочешь".
Противоположное этому чувство недоверия заключается в ощущении несвободы, неспособности быть
самим собой в присутствии других.
5. И, наконец, любовь. Любовь - это золотой ключик, открывающий нам дорогу к творческому
использованию всех прочих чувств. Но несмотря на это, мы знаем о ней так мало! Шелли назвала ее
"пищей для поэта", а Голдсмит - "унижением, которое уравнивает тиранов с рабами". Больше всего мне
импонирует определение Райнер Марии Рильке, немецкого поэта: "Любовь означает защиту, близость и
долгожданную встречу между двумя одиночествами".
Одной из лучших книг, когда-либо написанных о любви, является фундаментальная работа Эриха
Hosted by uCoz