16) военные (военно-технические, военно-экономические, военно-
политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-
организационные прогнозы).
Нередко научно-техническими прогнозами именуют также
естествоведческие, а обществоведческие часто называют социально-
экономическими, причем все прогнозы данной группы, кроме
экономических, выступают в этом случае под названием социальных.
Особую область составляют философские и теоретико-методологические
проблемы прогнозирования.
Следует отметить, что между естествоведческими и
обществоведческими прогнозами нет глухой стены, поскольку теоретически
взаимосвязь между предсказанием и предуказанием никогда не равна нулю.
Человек начинает воздействовать на погоду (рассеивание туманов, градовых
туч), на урожайность (производство удобрений) и т.д. Вполне вероятно, что
со временем он научится управлять погодой, регулировать морские
волнения, предотвращать землетрясения, получать заранее точно
определенные урожаи, программировать физиологическое и
психологическое развитие человека, изменять орбиты небесных тел и пр.
Тогда различие между указанными типами прогнозов постепенно исчезнет
совсем.
В то же время нетрудно заметить известную связь между прогнозами
того и другого типа. Это закономерно, поскольку связи между
естественными, техническими и общественными науками становятся все
теснее. Типология прогнозов не исчерпывается перечисленными критериями
и названными порядками по каждому типу. В принципе критериев зна-
чительно больше и по каждому из них можно выделить подтипы третьего,
четвертого и т.д. порядка. Однако разработка «дерева типов прогнозов» пока
еще ждет специального исследования.
Прогнозирование и прогностика. Перечисленные подтипы прогнозов
по критерию объекта исследования представляют известную абстракцию. На
практике ни один из них в «чистом» виде не существует, так как они
взаимосвязаны, образуют сложные комплексы. Обычно прогноз
разрабатывается в рамках определенной группировки прогнозов в
зависимости от цели исследования (целевая группировка прогнозов).
Было бы затруднительно, например, дать прогноз развития науки или
техники, не располагая данными смежных отраслей (экономики,
демографии, культуры и т.д.). Точно так же трудно определить перспективы
развития экономики или культуры, не зная перспектив развития науки,
техники, народонаселения, градостроительства, народного образования и
т.д.
Для каждого прогноза желательно привлекать возможно больше
данных по смежным направлениям. Сейчас используются лишь некоторые
важнейшие для цели исследования. Как показывает опыт, при прочих
равных условиях степень достоверности прогноза всегда прямо
пропорциональна степени полноты используемого материала по другим
отраслям, степени полноты целевой группировки.
Целевая группировка слагается из ведущего (профильного) и
вспомогательных (фоновых) направлений. В принципе сообразно цели
исследования ведущим может стать любое направление. На практике среди
целевых группировок выделяется одна наиболее развитая
|