Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 53 
Next page End  

Информационный анализ разнопредметных и разнотипных текстов,
описывающих самые различные подсистемы человеческой деятельности,
позволяет:
1) систематически обрабатывать и сопоставлять имеющиеся в
литературе представления об изучаемом объекте, о соответствующих этим
представлениям подходах к конструированию систем социальных
показателей. Этот вид информационного анализа ориентирован на
последовательное изучение уже существующих концепций
гносеологического объекта и связанных с ними категорий. Он предполагает
систематическое обследование текстов, содержащих названные концепции,
в целях сопоставления и систематизации имеющихся в них сведений;
2) сводить разнопредметные знания об этом социальном объекте в
систему под избранным углом зрения. Этот менее распространенный вид,
так называемый информационно-целевой анализ, ориентированный
непосредственно на гносеологический объект, на гипотезу относительно
сущности исследуемого объекта, воспроизведение целостности которого на
языке показателей является целью проводимого анализа. По характеру
проведения он похож на эксперимент, где в качестве объекта исследования
выступает совокупность текстов, причем каждый конкретный текст
признается информативным для исследователя лишь в той мере, в какой в
его содержании обнаруживаются сведения, соответствующие целям
предпринимаемого эксперимента.
При информационно-целевом анализе тексту приписывается некоторая
мера информативности, которая поддается измерению и может быть как
первичной — характеризующей потенциальную способность конкретного
текста донести до читающего замысел, основное коммуникативное
намерение его автора, так и вторичной — характеризующей потенциальную
способность конкретного текста служить источником тех сведений, которые
ищет в нем читатель. При этом вторичная информативность текста часто не
только не совпадает с первичной, но в абстракции от нее приводит к
искажению смысловой информации, заложенной в тексте.
Исследовательская ситуация складывается таким образом, что на
первый план выходит вторичная информативность текста Необходимость
отвлечения от конкретных коммуникативных целей автора текста (за
исключением тех случаев, когда эти цели оказываются в русле гипотезы
эксперимента) диктуется здесь самой задачей изучения информационного
массива, направленной на то, чтобы выявить и систематизировать элементы,
связанные с исследуемым объектом, а затем установить нормативные и
реальные связи, в которые они вступают в рамках той или иной сферы
функционирования объекта.
Будучи методом синтетическим, информационно-целевой анализ
текстов соединяет в себе моменты, свойственные различным методам
информационного анализа текстов: дедуктивному (контент-анализ), где
исследователь подходит к тексту, располагая априорно
сконструированными им аналитическими категориями, и индуктивному, где
исследователь отталкивается от текста, фиксируя в нем искомые термины и
терминологические конструкции, отвечающие задачам построения
потенциальных показателей исследуемого объекта. Присутствует в нем и
информационный подход к систематизации терминологии, в рамках
которого извлеченные из текстов элементы берутся не сами по себе, а
Hosted by uCoz