психологический эффект так называемой футурофобии, заключающейся в
том, что человеческая психика крайне раздражительно реагирует на любую
«картину будущего» (впрочем, и прошлого тоже, хотя и в меньшей степени),
существенно отличную от настоящего. Такая картина вызывает, как
правило, инстинктивно негативное отношение, и в результате будущее
обычно предстает как несколько идеализированное настоящее.
Эти особенности человеческой психики и мышления, унаследованные
от далекого прошлого, теоретику и практику прогнозирования необходимо
постоянно иметь в виду прежде всего при опросах экспертов, а тем более
населения.
Прежде чем человек обнаружил, что существует «иное время»
время, не тождественное настоящему, ему пришлось задуматься над
возможностью «иного мира» мира, не тождественного окружающему,
куда «уходят» усопшие. Лишь потом совершился переход к
конструированию «иного мира в ином времени» «иного будущего». Этот
процесс шел по трем основным направлениям: религиозному, утопическому,
философско-историческому.
Наша исследовательская группа впервые столкнулась с этим явлением
не в теории, а на практике более 30 лет назад, при зондажных опросах
населения и экспертов по ходу изыскательского проекта «Прогнозирование
социальных потребностей молодежи». Цель проекта в своей теоретико-
методологической и методико-технической части отработка
социологических методов прогнозирования социальных явлений, так
сказать, на стыке прогностики и социологии, в те времена в значительной
мере чуждых друг другу. Социальные потребности были выбраны
предметом исследования потому, что позволяли вести одновременно и
поисковые, и нормативные прогнозные разработки. Что касается объекта
исследования, то в качестве такового фигурировала молодежь, и это было
сделано не только потому, что, как теперь принято говорить, спонсором
проекта выступал ЦК ВЛКСМ, но и прежде всего потому, что молодежь
представлялась наиболее динамичной (в мировоззренческом отношении)
социальной группой. Сопоставляя ответы учащейся рабочей молодежи и
молодой интеллигенции, мы надеялись гораздо больше узнать об
ожидаемых и желательных изменениях в потребностях людей, чем если бы
опрашивали респондентов среднего и тем более пожилого возраста,
установившиеся стереотипы мышления которых могли затруднить их
мысленное «путешествие в будущее», необходимое для ответа на вопросы о
грядущих изменениях в потребностях.
К нашему удивлению, ответы молодых респондентов на вопросы
прожективного характера (типа «как бы вы отнеслись к такому-то
изменению привычного положения вещей») почти всегда свидетельствовали
о том, что опрашиваемые автоматически переносили даже в отдаленное
будущее современное положение вещей, лишь с некоторыми желательными
количественными изменениями (побольше привычная жилплощадь,
разнообразнее и дешевле продовольственные продукты и промышленные
товары, доступность путевки в дом отдыха, одна, а еще лучше две
автомашины каждому желающему и т.п.). Любые возможные радикальные
изменения в образе жизни (допустим, минимизация моторного транспорта
при обязательной пешеходной доступности мест работы, покупок и
развлечений либо 20-часовая рабочая неделя с использованием остальных
|