появлением другого лагеря оппонентов «экопессимистов»
провозвестников «альтернативной цивилизации».
Разум человеческий никогда и ни при каких обстоятельствах не может
смириться с неизбежностью какой бы то ни было катастрофы тем более
глобальной. Так уж устроен разум человеческий. Правда, разные обладатели
упомянутого достоинства по-разному реагируют на надвигающуюся
опасность. Одни предпочитают Надежду
например, на знаменитое
русское «авось пронесет!». Другие обращаются к Вере
в бога или в
научно-технический прогресс, в данном случае безразлично. Подавляющее
большинство целиком отдается Любви, скажем, к своим ближним, во всяком
случае замыкаясь в личных делах и знать ничего не желая о судьбах
человечества. Ну, а некоторым общества трех сестер недостаточно, они
взывают к матери Софии-Мудрости. И та вразумляет, наставляет на путь
истинный. Например, указывает на возможность спасения от
надвигающейся катастрофы переходом от зашедшей в гибельный тупик
существующей мировой цивилизации к цивилизации качественно иной,
альтернативной, способной успешно преодолеть трудности, связанные с
глобальными проблемами современности.
Первые, сравнительно робкие голоса «софийской» тональности
зазвучали еще в первой половине 70-х годов в самом апогее триумфа
глобалистики. С каждым годом они слышались громче и громче, а примерно
с 19781979 гг., в свою очередь, выплеснулись десятками книг, сотнями
статей. Уже в 1978 г. библиография по альтернативистике, приложенная к
книге Марка Сатина «Политика новой эры: спасая себя и общество»,
насчитывала 250 названий, плюс 20 произведений, так сказать, предтеч
альтернативистики в одних только США 1847 1967 гг. С тех пор счет
пошел на сотни одних только первоклассных научных трудов на английском
языке, не говоря уже о литературе на других языках и о тысячах, десятках
тысяч брошюр, статей, докладов.
Мы и в данном случае верны себе отстаем позорнейшим образом.
Лишь с 1990 г. стали появляться первые работы по альтернативистике.
Одним из первых появился препринт В.Г. Буданова «Альтернатива
общественного прогресса: гомо агенс» (тиражом 50 000 экз.). Правда, автор
сосредоточил внимание лишь на одном вопросе перестройке сознания.
Более широко интересующая нас проблематика освещена в работе И.М.
Савельевой «Альтернативный мир: модели и идеалы» (М., 1990; работа
носит преимущественно обзорный характер, давая некоторое представление
о западной литературе). Заявлена в проспекте книга А.Н. Чумакова
«Философия глобалистики: поиск путей выживания цивилизаций» (как
видим, предполагается работа также обзорного характера). Тот же обзорный
характер носит докторская диссертация Л.Н. Вдовиченко «Формирование
социально-политических воззрений альтернативистов» (1990). И только
статья Г.Г. Дилигенского «Конец истории или смена циви-
|