минеральных ресурсов. Что касается транспортных проблем, то достаточно
одного примера: счет погибшим в одних только автокатастрофах пошел в
мировых масштабах на сотни тысяч, а серьезно травмированным и увечным
на миллион с лишним ежегодно. Между тем, пока что катается в
автомашинах меньше четверти мирового народонаселения. Остальные три
четверти (кстати, наименее дисциплинированные на автодорогах) завидуют
счастливцам черной завистью и стремятся во чтобы то ни стало обзавестись
собственной машиной. Можно себе представить, сколько миллионов станут
ежегодно разъезжать по кладбищам и больницам, когда исполнится эта
мечта! Наконец, в мировой торговле «ножницы» между естественно
складывающимися на рынке низкими ценами на сельскохозяйственную
продукцию развивающихся стран и высокими ценами на промышленную
продукцию стран развитых привели к безнадежным триллионным долгам
первых последним. Выплатить эти долги физически невозможно, так что
фактически растет дань развитых стран развивающимся. Но ведь развитые
страны никто не завоевывал, чтобы облагать данью. Рано или поздно игра в
«торговлю» окончится и тогда опять в поле зрения начнет маячить
глобальная катастрофа.
Зато к числу наиболее острых принадлежит экологическая проблема. В
развитых странах мира ее более или менее успешно пытаются решать, да и
то далеко не везде и не во всем это удается. Но в развивающихся странах
воздушное, водное, ландшафтно-почвенное, радиационное, тепловое,
шумовое, «мусорное» (твердые отходы) и химикатное (нитраты и пр.)
загрязнение окружающей среды идет нарастающими темпами и масштабами
и борьба с ним ведется преимущественно ставшим уже привычным
пустословием. В особенно плачевном состоянии находятся страны с
тоталитарным режимом, поскольку социально безответственные
правительства ведут себя по отношению к природе просто как стервятники.
Все рекорды в данном отношении побил Советский Союз и постсоветская
Россия, где правящая клика довела природную среду до прямо-таки
тотально бедственного состояния, и слово «Чернобыль» сделалось
символическим обозначением надвигающейся экологической катастрофы не
только по части радиационного загрязнения окружающей среды. В общем,
год за годом человечество неуклонно приближается к краю пропасти, за
которым загрязнение природы становится необратимым, т.е. гибельным для
людей. По подсчетам специалистов, до этой роковой черты остаются
считанные десятилетия разное число десятилетий у разных авторов, но
именно десятилетий, а не веков.
Менее нагляден катастрофический характер демографической
проблемы, но не менее серьезен. Ясно, что народонаселение Земли не может
удваиваться каждые полвека, как это только что произошло в 19502000 гг.
И чем больше миллиардов, тем тяжелее «перегрузка» земной поверхности
представителями одной из разновидности фауны и тем кошмарнее крах,
когда сельди перестанут помещаться в бочке, тем больше тяжких жертв
потребуется для того, чтобы восстановить демографический и
экологический баланс. Точно так же не может без 64конца идти процесс
выморочности депопуляции там, где он уже начался. Рано или поздно
депопуляция приведет к полной выморочности соответствующей
популяции. И сознание этого ускорит агонию.
|