сама она (О) оценивает себя (со своими любимыми и нелюбимыми качест-
вами). Сознание человека, что он понимаем другим, способствует дальней-
шему успешному взаимодействию. Но полного взаимопонимания быть не
может, и это сохраняет в значительной мере ту дистанцию, которая вызыва-
ет взаимный интерес людей друг к другу.
В работах Г. Бирна сделан важный шаг в понимании установок как
факторов, определяющих межличностное притяжение
14
. Он дифференциру-
ет установки на важные и второстепенные, что позволяет определить иерар-
хию личностных качеств, в большей или меньшей мере определяющих меж-
личностное притяжение
15
. Используя процедуру подставного влияния
личностных характеристик (представленных вопросниками, заполненными
экспериментатором определенным образом), он обнаружил, что сходство в
установках усиливает чувство симпатии к мнимым незнакомцам. Причем
симпатия проявляется в большей мере тогда, когда сходство установок об-
наруживается по важным качествам и различие по второстепенным, ме-
нее значимым для данного человека. Наоборот, симпатия к представляемому
(по опроснику) лицу меньшая, если испытуемый обнаруживает сходство с
ним по второстепенным качествам и различия по важным. Таким обра-
зом, каждый человек не только оценивает свои качества и качества других
как положительные и отрицательные (работа Дж. Брокстона), но и как важ-
ные, значимые, и второстепенные. Сходство и различие Я-концепций име-
ет неодинаковое значение для межличностных притяжений, что зависит от
контекста, в котором обнаруживается это подобие-контраст. Положитель-
ные и отрицательные эмоциональные отношения в группе влияют на симпа-
тию по-разному, в зависимости от того, с кем приходится работать (с подоб-
ным или контрастным по отношению к себе человеком). С. Тейлором и В.
Меттелом был поставлен эксперимент, в котором взаимодействие между
членами группы было реальным, а не представляемым
16
. В эксперименте
участвовало 7 групп, в которые были включены подставные лица соуча-
стники и сообщники экспериментатора. Одни группы были составлены из
лиц, имеющих близкие Я-концепции, другие группы из лиц с разными Я-
концепциями. Причем подставные лица вели себя в условиях вза-
имодействия с другими приятным или неприятным образом, т. е. создавали
положительную или отрицательную атмосферу в группе. Результаты иссле-
дований показали, что приятно ведущий себя в группе индивид, имеющий
сходные Я-концепции с партнером по взаимодействию, нравится больше,
чем приятный, но контрастный другой. Неприятный и подобный другой
нравится в значительно меньшей степени, чем неприятный и контрастный
(несхожий) другой. Эмоционально окрашенная ситуация взаимодействия
разводит параметры подобияконтраста и вскрывает сущность симпатий
антипатий к лицам, сходным или различным по их Я-концепциям. Причем
14
Вугпе G. L. Effectance aronsal and attraction.
J. Personality and Social Psychology, 1967,
vol. 638, Aug., p. 1-18.
2
Вугпе G. L; Attitudes and attraction. Advance in Experimental Social Psychology, New York. 1969, vol.
4, p. 35-89.
3
Taylor S. E., Mettel V. R. When similarity breeds
contempt.
J. Personality and Social Psy-
chology, 1971, vol. 20, N 1, Oct.
|