Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1 of 16 
Next page End  

Н. Н. Обозов
СИМПАТИИ И ПРИТЯЖЕНИЕ¹
“Известно множество различных интерпретаций того факта, что инди-
вид ищет общество себе подобных”². У человека поиск контактов с другими
людьми связан с возникающей потребностью в общении. В отличие от жи-
вотных потребность в общении, контакте является вполне самостоятельным
внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в
одежде и т. д.). Она возникает у человека чуть ли не с момента рождения и
наиболее отчетливо проявляется в полтора-два месяца. Человек с этого мо-
мента становится объектом и субъектом симпатий и антипатий. Составляю-
щими компонентами взаимной привлекательности являются симпатия и
притяжение. Симпатия — есть эмоциональная положительная установка на
объект. При взаимной симпатии эмоциональные положительные установки
создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетво-
рения взаимодействием (непосредственно или опосредованно).
Притяжение как одно из составляющих межличностной при-
влекательности в основном связано с потребностью человека быть вместе,
рядом с определенным другим человеком. Притяжение чаще, но не всегда,
связано с переживаемой симпатией (эмоциональный компонент взаимодей-
ствия). Реже, но встречаются случаи, когда притяжение испытывается к
личности, не вызывающей выраженной симпатии. Этот феномен притяже-
ния часто обнаруживается при однонаправленном отношении к популярной
личности. Таким образом, симпатия и притяжение могут проявляться иногда
независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимально-
го своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, взаимодейст-
вия, нужно уже говорить о межличностной привлекательности. Межлично-
стная привлекательность может приобретать устойчивый характер связи
между субъектами, что постепенно переходит в их взаимную привязанность
(субъективную взаимозависимость). Межличностная взаимная привязан-
ность предполагает включение мотивационных структур личности. Более
того, переход межличностной привлекательности в межличностную привя-
занность преобразует мотивы взаимоотношений между людьми. “Быть вме-
сте реально или мысленно (в представлениях)” может стать потребностью
конкретных лиц. И в том случае, когда готовность субъектов к определен-
ному типу взаимодействия становится достаточно устойчивой, можно гово-
рить об определенном типе межличностных отношений: приятельских, то-
варищеских, дружеских, супружеских³.
Мотивационная структура типов межличностных отношений может
быть различна. Так, при возникновении приятельских отношений мотивом
включения в контакт является потребность в общении при представившейся
возможности осуществить его с привлекательным человеком. Поскольку
приятельские отношения определяются межличностной привлекательно-
                                                                
1
Н.Н. Обозов. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. С. 11-24.
2
Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. С. 61.
3
В нашей работе подробно будут рассматриваться только дружеские и супружеские отно-
шения. Здесь же мы останавливаемся на этих четырех типах межличностных отношениях с
целью лучшего понимания дружеских и супружеских отношений.
Hosted by uCoz