чали якобы из соседней комнаты. На самом деле на магнитофоне было запи-
сано интервью предварительно, но испытуемые воспринимали его как дей-
ствительное. Показатели, полученные в предполагаемых ситуациях сотруд-
ничества и соперничества, сравнивались с результатами контрольной ситуа-
ции, в которой взаимодействие вообще не ожидалось. Измерение сходства
основывалось на разнице между ответами при заполнении личностных оп-
росников на себя и на мнимого партнера. Специально оценивалась со-
циальная дистанция, к которой стремился испытуемый в случае предпола-
гаемого сотрудничества, соперничества и в условиях, когда взаимодействие
не ожидалось. Социальная дистанция в данном случае оценивалась по жела-
нию испытуемого близко взаимодействовать с предполагаемым партнером
(жить в одной комнате, быть лично знакомым). Привлекательность опреде-
лялась по 15 шкалам, сумма которых могла служить основанием для оценки
симпатии к другому (предполагаемому) партнеру. Полученные результаты
говорят о следующем.
1. Ожидаемое конкурирующее взаимодействие приводит к снижению
сходства, которое оценивается испытуемым при заполнении вопросника на
предполагаемого партнера. Для понимания соревновательной ситуации (да-
же предполагаемой, как в данном случае) следует иметь в виду, что оцени-
вание и сравнение себя и соперников является главным фактором, регули-
рующим поведение. Поэтому при оценке подобияконтраста (ожидаемого
соперничества) испытуемый невольно переоценивает различия между собой
и предполагаемым партнером. Само условие соревнования предполагает
дифференциацию между конкурирующими людьми, а сотрудничество, на-
оборот, требует консолидации, сближения между членами группы.
2. В условиях ожидаемого соперничества испытуемые показали тен-
денцию к росту показателя социальной дистанции (р = 0,2). Это влияние
особенно ярко проявилось в реакциях на вопрос: Желали бы Вы иметь это-
го партнера своим товарищем по комнате?
3. Ожидаемое сотрудничество вызывает у испытуемых желание сокра-
тить социальную дистанцию с предполагаемым партнером, что тоже вполне
понятно, если учесть, что оптимальное сотрудничество невозможно без бо-
лее или менее адекватных знаний о партнере, а это возможно только при
сближении с ним.
4. Предполагаемое сотрудничество приводит к росту привле-
кательности субъекта, с которым ожидается взаимодействие.
Работа М. Лернера утверждает в межличностных притяжениях значе-
ние условий, в которых осуществляется или даже предполагается взаимо-
действие между двумя партнерами. Эти условия внешние, внегрупповые
факторы, учет которых просто необходим для изучения сложного механизма
образования притяжений и симпатий. Внегрупповые условия предполагае-
мого сотрудничества и соперничества формируют аттитюды, и через них
происходит образование межличностного притяженияотталкивания, сим-
патийантипатий.
Большинство рассмотренных исследований говорит о следующем.
1.
Сходство установок и Я-концепций в целом имеет прямую
связь с привлекательностью.
2.
Совпадение установок и Я-концепций особенно сказывается
на взаимных симпатиях на первых этапах взаимодействия.
3.
Притяжение больше при адекватном восприятии партнерами
|