Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 105 
Next page End  

- это большая семья.
У
В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль, 
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение 
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к
сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, со-
браны и записаны традиции, житейские правила и наставления, ко-
торыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой
мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и стар-
ших.
Не следует забывать, что античные старейшины были на-
много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем
последнем романе "Иеффай и его дочь", описывая Израиль между
1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин-
высшем органе власти в то время. Он замечает: "Большинство этих
старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за
тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать "боро-
дачом", "старейшиной".
Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It
ний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жиз-
ненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во
властную элиту. Претензия на власть обосновывалась не длиной
седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился
властителем дум.
По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для
лидеров, они становились все моложе. Возрастная структура перестала быть структурой
власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших,
Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже
не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь
становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а
опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-
технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление
старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды
сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как
девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой
ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе.
Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс 
34
Hosted by uCoz