современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих
культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с
невиданной быстротой".
Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть переход от преимущественно
аграрного труда к преимущественно индустриальному, а вместе с этим - от преобладания
сельского населения, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских
жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости -
достоинствам молодости.
В связи с таким раскладом общественных сил, западные социологи заговорили о "возрастной
сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и пре-
вращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации
перекликается с идей эйджеизма. Перед большинством цивилизованных стран стоит проблема
оптимизации отношений поколений, в том числе рационального сочетания во властных
структурах людей старшего и молодого поколений.
Количественный рост группы пожилых людей придал ей особое качественное положение в
обществе, она стала реальной политической силой как специфическая социальная группа.
Американский социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической
борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старости - серьезным политическим
аргументом. Следует обратить внимание на одну особенность в отношении политических
деятелей и партий к старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чистое
выражение социального чувства. ... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом
способности человека отождествлять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встре-
чается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять
природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не увидеть аналогию в отношении к
социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же
Пратт отмечает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что большинство
престарелых занимают консервативные позиции и разделяют консервативные взгляды по ряду
социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с
утратой или возможной утратой "места в жизни, с воспоминаниями о счастливых
"прошлых временах".
Однако консерватизм не тождественен пассивности в политической жизни.
Напротив, сопоставление результатов участия в
35
|