Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
41
делающие его более отч¸тливым и понятным: т. е. поясняют содержание какого-либо акта
целым правильным рядом положительных и отрицательных внушений. При первых словах
сомнамбулист часто протестует, но если настоятельно повторять утверждение, ум его
колеблется, он по-видимому размышляет; кажется, будто в н¸м просыпается смущающее его
воспоминание; наконец привед¸нный в уныние неустанно нарастающими внушениями, он
автоматически им уступает.
Гипнотизируемый повинуется хотя и автоматически, но не без некоторого сопротивления,
не без того, чтобы сейчас же впасть в истерию, которая доказывает, чего ему стоило
повиноваться полученному приказанию. Это, если можно так выразиться, —
посмертный
протест  организма, совершившего против своей воли какой-нибудь поступок, против
которого он возмущ¸н, и который внушает ему ужас.
Таким образом, если подчас и верно, что даже в случае упорного сопротивления
известного субъекта можно заставить его исполнить данное ему приказание, повторяя
внушение вс¸ более и более настоятельно и с большой решительностью, то при вс¸м том
совершенно нелепо, будто «автоматизм (как утверждает Бони) совершенно абсолютен, так что
субъект теряет самопроизвольность и волю, имея их лишь столько, сколько оставляет ему
гипнотизирующий; он реализует в самом прямом смысле этого слова известный идеал: быть
слепым орудием в руках своего обладателя».
Сомнамбулист всегда, хоть несколько , оста¸тся самим собою, так как он проявляет свою
волю, выражая это в тех усилиях, которые ему приходится делать, чтобы противиться
внушению. И если подчас он уступает, то это показывает только его индивидуальную слабость,
а не всемогущество внушения, прежде чем он совершает воображаемые преступления не без
сопротивления, и впоследствии никогда их не повторяет.
Впрочем случаи, когда субъект, имея вообще силу сопротивляться, повинуется внушению,
оскорбляющему нравственное чувство, весьма редки, Эти случаи, исследованные
преимущественно в школе Сальпетриэр, и доказывают неосновательность мнения школы
Нанси. Против уверений Льебо, Льежуа, Бони мы можем выставить наблюдения Шарко,
Бруарделя, Фере, Лорана, Дельбефа и др.
"Сомнамбулист, —
говорит Жиль Делатурет , совсем не машина, которую можно
заставить вертеться как угодно: он обладает некоторой индивидуальностью, уменьшенной,
правда, до minimum'a, но в некоторых случаях являющейся во всей своей силе".
"Сомнамбулист, —
замечает Фере , может сопротивляться определ¸нному внушению,
находящемуся в противоречии с его основным чувством", и  — прибавляет Бруардель  — «он
реализует только приятные или безразличные внушения». Наконец Питр уверяет, что 
«неответственность загипнотизированных субъектов не всегда безусловна».
Нормальное "я"  всегда переживает "я" ненормальное , образованное гипнотиз¸ром. Если
вы попытаетесь заставить ненормальное "я"  исполнить какой-нибудь поступок, который
глубоко, органически противоречит нормальному "я" , то вы не будете иметь никакого успеха.
Вот несколько примеров, подтверждающих нам это.
"В числе пациентов, —
говорит Питр , мы имели молодую женщину, которая очень
легко поддавалась гипнозу, и над которой без всякого труда можно было проделывать опыты
подражательных движений, иллюзий и галлюцинаций. Но было совершенно невозможно
заставить е¸ ударить кого-нибудь. Если приказание такого рода давалось ей очень энергично, то
она подымала руки, но сейчас же впадала в летаргию".
Фере переда¸т аналогичный случай:
"Одна из наших больных, — говорит он , — была страстно влюблена в одного молодого
человека, от которого хотя она и терпела очень много, но которого вс¸-таки любила. Если в ней
вызывали образ этого человека, она казалась очень опечаленной и имела желание бежать. Но не
было ни малейшей возможности внушить ей какой-нибудь поступок, могущий повредить тому,
чьей жертвой ей пришлось быть. Между тем всем другим приказаниям она повиновалась
совершенно автоматически".
В двух последних случаях препятствием к осуществлению внушения было чувство
сожаления.
То же происходит, если внуш¸нная идея сталкивается с каким-нибудь другим чувством,
Hosted by uCoz