Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
42
раз последнее сильно и заложено глубоко в характере загипнотизированного.
Питр рассказывает случай, могущий служить подтверждением того сопротивления,
которое подчас оказывают гипнотизируемые против внушаемых им поступков. «Я усыпляю
своего пациента (молодая женщина) и, положив серебряную монету на стол, говорю: когда вы
просн¸тесь, отправьтесь к столу и возьмите эту забытую кем-то серебряную монету; вас никто
не увидит; спрячьте монету в карман; это будет маленьким воровством, которое однако не
может иметь для вас никаких неприятных последствий».
«Потом я е¸ бужу».
"Она направляется к столу, отыскивает монету и опускает е¸, с некоторым колебанием, к
себе в карман; но тотчас же вынимает е¸ и возвращает мне, говоря, что эти деньги не
принадлежат ей, и что необходимо отыскать человека, который позабыл их здесь. «Я не хочу
держать у себя этой монеты, сказала она, это было бы воровством, а я ведь не воровка».
Жиль Делатурет переда¸т случай, весьма похожий на вышепривед¸нный: "Однажды,
пишет он, мы внушили W., что ей очень жарко. Тотчас же она начинает вытирать себе лоб,
как будто он был весь в поту, и объявляет, что жара невыносима.
Ид¸м купаться!
Как! с вами?
Почему же нет? разве вы не знаете, что в море мужчины и женщины без излишней
щепетильности купаются вместе?
Это, по-видимому, не кажется ей достаточно убедительным.
Смелей! раздевайся!
Она колеблется; наконец распускает себе волосы и снимает обувь; затем следует
остановка.
Ну же! Я приказываю тебе раздеться совершенно!
Она краснеет и, по-видимому, рассуждает с большим трудом; наконец в смущении,
снимает с себя платье.
Ещ¸! Ещ¸!
При этом грубом приказании, W. кажется страдающей весьма жестоко; она готовится
повиноваться, но е¸ воля оказывает сопротивление; е¸ стыд гораздо сильнее внушения; все тело
е¸ напрягается, и я едва-едва успеваю вмешаться и прекратить припадок истерии".
Жиль Делатурет прибавляет: «W. весьма стыдлива».
«Ясно, что, только благодаря последнему обстоятельству, она почти бессознательно
оказала такое сопротивление, придя к известному нам результату, так как при тех же
обстоятельствах Сара Р., не колеблясь, сбрасывает с себя одежду и купается в воображаемом
море».
Итак, в этом случае только чувство стыда, весьма сильно развитое в W., мешает ей
исполнить внуш¸нное ей приказание; между тем оно, будучи слабее у Сары Р., позволяет ей
повиноваться внушению. То же мы можем сказать и о других случаях. Чувство сожаления или
честность, смотря по большей или меньшей степени своего развития, или противятся
внушению, или позволяют повиноваться ему только после большего или меньшего числа
повторенных внушений. Анализируя дальше, мы найд¸м, что только в органическом
предрасположении , скрытом, слабом или весьма малом, нужно искать то, что реализация
данного внушения возможна или невозможна. Когда для какого-нибудь человека известная
идея безусловно враждебна, то реализация е¸ абсолютно невозможна, даже если она внушена
ему в состоянии гипноза. Вот заключение, которое выводят почти все самые известные
корифеи гипнотизма, и которое было выражено Жане в известной фразе: «Idйe inconnue ne
suggиre rien».
"Внушения, говорит Кампили , должны находиться в согласии с внутренним миром
человека; по этой-то причине не все они могут быть приведены в исполнение, а только те,
которые человек способен совершить при известных условиях и в известные моменты его
жизни".
Внушение, таким образом, может изменить индивидуальность, уменьшить волю до того,
что нельзя будет сказать, существуют ли они, или нет; но что эти индивидуальность и воля не
умерли совершенно, доказывает нам их упорное сопротивление известным внушениям, а также
|