Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
43
и то, что они, если и реализуют эти внушения, то впоследствии реагируют так, что поневоле
является представление о раскаянии организма в совершении им действии, противоречащих
его нормальной природе.
Подобно тому, как в наше время не считается истиной, будто заражение это "акт, при
помощи которого известная болезнь переходит от одного, одержимого ею, к другому,
здоровому ", а говорят, что оно "акт, при помощи которого известная болезнь переходит от
одного, одержимого ею человека, к другому, более или менее к ней предрасположенному ";
точно также совершенно ложно мнение, будто внушение может заставить данного человека
совершить какой угодно поступок ; оно может заставить его сделать только то, к чему он более
или менее предрасположен.
Понятно, нет надобности, чтобы предрасположение в этом случае было также заметно,
как и в первом; достаточно, чтобы оно существовало, хотя бы и в незначительной степени; но
необходимость его очевидна.
В гипнотическом состоянии происходит по воле гипнотиз¸ра то, что вследствие других
причин происходит во сне, в сомнамбулизме, в состоянии опьянения, т. е. человек совершает
тут такие поступки, которых он никогда не совершил бы в нормальном состоянии; и при вс¸м
том его индивидуальность, его "я", как бы оно ни было изменено патологически, всегда стоит
на страже. Оно изменено, но не подавлено. Это сравнение между состояниями гипнотизма, сна,
сомнамбулизма и опьянения может показаться неточным. В самом деле, можно привести
наблюдения, что в состоянии гипноза поступки совершаются благодаря вмешательству воли
третьего лица, изменяющего без сомнения своим вмешательством отношения, существующие
между действиями и нравственным характером индивида. Между тем в состояниях сна,
сомнамбулизма и опьянения нет никакого вмешательства чужой воли, и такой человек как бы
он ни был измен¸н патологически, всегда находится в прямой и полной связи с нормальным
человеком. Все это конечно подтверждает существование коренной разницы между причинами ,
производящими эти различные состояния, но отнюдь не скрывает той аналогии , которая
существует между следствиями, вытекающими из этих состояний. Аналогия эта (как было
вкратце сказано в тексте) состоит в следующем: во внушении, как во сне, сомнамбулизме,
опьянении, ненормальные условия организма не в состоянии уничтожить индивидуальности:
они только уменьшают е¸ и конечно более во время внушения, чем во время других
патологических состояний. Относительно последних можно сказать, что вместо уменьшения
они только изменяют и усиливают е¸. В самом деле, во сне отражаются самые резкие черты
характера данного индивида; привычка, эта управительница человеческой активности,
производит то, что индивидуальность спящего воспроизводится целиком, точно нарисованная
на картине, хотя немножко скрытая и затемн¸нная среди самых сложных, постоянно
меняющихся сцен. Вот почему Булье предлагал особый вид личной ответственности за
преступления, соверш¸нные в состоянии сна. Тоже самое можно сказать о сомнамбулизме и
опьянении. Всем известна старая и верная пословица: in vino veritas (истина в вине), и вся
позитивная школа утверждает, что «спиртные напитки делают человеческие чувства более
энергичными и сильными и только уменьшают способность расч¸тливо рассуждать,
производящую обыкновенно то, что мы, благодаря различным причинам, удерживаемся от
данного поступка».
Колаяни прекрасно выразился, говоря относительно алкоголя, что "он повышает или
уменьшает, смотря по продолжительности действия, нравственную запретительную силу ,
переданную нам по наследству и препятствующую нам следовать всем тем стремлениям,
которые могли бы привести нас к преступлениям или просто неприличным поступкам".
То же самое можно сказать и относительно внушения, повторив вместе с Рибо, что в
состоянии гипноза переход от идеи к действию тем более быстр, чем менее он встречает
препятствий; ничто не может остановить его, так как в усыпл¸нном сознании царит только одна
внуш¸нная идея.
Таким образом, хотя во время гипноза и гораздо легче, чем во время всякого другого
патологического состояния, заставить человека решиться на такие поступки, которые его
отталкивают, тем не менее гипнотизируемый субъект (точно так же, как и во сне,
сомнамбулизме, опьянении) всегда сохранит, хотя и в более слабой степени, свою
|