циональных расстройствах. По этой причине сновидения, а также ошибки и
случайности обыденной жизни приобретают значение для изучения лично-
сти.
Развитие многих из этих задержанных наклонностей, но не всех, может
быть прослежено до детства или отрочества, представляющих собой период
напряжения и возбуждения. Мы часто видим, что в детстве мальчик реаги-
рует на свою мать в некоторых отношениях так же, как и на своего отца. Де-
вочка также сильно привязывается к отцу и реагирует на него так, как реа-
гировала бы при известных обстоятельствах ее мать. Эти наклонности, с
точки зрения популярной нравственности, совершенно невинны. Но, по
мере того как дети становятся старше, они из того или другого источника
узнают, что подобные способы реагирования либо неправильны, либо
не приняты; тогда необходим процесс исключения и замещения. Замещение
или подмены часто весьма несовершенны. Слова апостола: когда мы стано-
вимся мужчинами, мы отбрасываем детские дела были написаны задолго
до развития современной психологии. Мы их не отбрасываем, мы их заме-
щаем, но они никогда не теряют вполне свою импульсивную силу. Родите-
ли, которые обнаруживают преувеличенные эмоциональные реакции в от-
ношении своих детей, слишком много нежничая с ними, часто поощряют
такие реакции и затрудняют нормальные замещения. В дальнейшей жизни
старые системы навыков обнаруживают себя сами открытым образом. Ино-
гда мы можем встретить молодого человека, мать которого умерла и кото-
рый находит мало привлекательности в девушках, с которыми он встречает-
ся. Он сам не может привести никакой причины для этого равнодушия и,
может быть, рассердился бы, если бы ему изложили правильное объяснение.
Подобным же образом взрослые могут слишком сильно привязываться к де-
тям. Это часто можно видеть в случае женщины, муж которой умер, оставив
ее с единственным сыном. Сын замещает отца, и ее реакции, которые она
считает вполне естественными для преданной матери, быстро принимают
известные черты того, как она относилась бы к своему мужу.
Эти иллюстрации были выбраны из сферы нормальной жизни. Они
дают нам представление о характере и личности индивида. Они показывают
нам, что, для того чтобы понять слабости и сильные стороны какого-нибудь
лица, мы должны иметь больше, чем только поверхностное знакомство с
ним. Характер и личность не складываются в одну ночь и не растут, как
грибы. В итоге мы можем сделать следующее обобщение: юношеские изжи-
тые и частично обобщенные навыки и система инстинктивных реакций мо-
гут влиять и, может быть, всегда влияют на функционирование наших зре-
лых систем реакций и влияют, до известной степени, даже на возможность
образования нами новых систем навыков, которые
как можно разумно
предполагать мы должны образовать.
Психопатологическая сторона извращения навыков. В качестве
психологов, изучающих нормальное поведение, мы лишь настолько вдадим-
|