ся в царство психопатологии, чтобы можно было проследить связи между
вышерассмотренным извращением навыка и представлением психиатра о
том, что он называет душевным заболеванием. Как хорошо известно, со-
временные психопатологи обнаруживают все возрастающую тенденцию по-
рвать с представлением патологов о болезни у тех пациентов, которые стра-
дают болезненным изменением личности. Когда патолог и физиолог посе-
щают психиатрический госпиталь, то они склонны искать адекватное объяс-
нение состояния пациента в терминах повреждения мозговых клеток, за-
ражения, отравления и т. п. Для многих из них, как и для постороннего
человека, кажется невозможным представить себе, что исчерпывающий от-
чет о болезни пациента с причинной точки зрения может быть дан, не при-
бегая к патологии, физиологии или к медицинской химии. Многие считают,
что в таких случаях (чисто функциональных случаях) неврологические и
химические тесты необходимо должны обнаружить некоторые отклонения
от нормы, а если не удается обнаружить никакого органического расстрой-
ства, то они настаивают на том, что подобные изменения все же существу-
ют, но что они носят настолько тонкий характер, что ускользают от наблю-
дения. Возможно, что подобный взгляд находит подтверждение во многих
случаях, но нарастает убеждение в том, что нет необходимости в нахожде-
нии органических повреждений для объяснения подобных фактов и что если
они и найдены, то они не непременно оказываются важными факторами.
Другими словами, мы можем иметь больную личность на основе извраще-
ния навыка
извращения, доведенного до такой степени, когда ком-
пенсирующие навыки (полезные навыки) недостаточны для того, чтобы
поддержать индивида в обществе. Он не находится в контакте со своей сре-
дой, и если только ему не будет оказано помощи, то он почти наверное по-
гибнет вследствие конкуренции. Как мы уже отметили выше, нарушения на-
выка могут начаться, а часто и начинаются с младенчества. Снисходитель-
ная мать поощряет своего ребенка, позволяет ему есть все, что ему нравится,
играть с тем, что только он спросит, не выказывает своего авторитета над
ним, все делает за него и даже предупреждает его просьбы. При таком ре-
жиме ходьба и разговор отсрочиваются. Он прибегает к плачу; вою, толчкам
и крику, когда желания его отклоняются. Мальчиком его балуют и портят.
За него заступаются всегда, когда другие мальчики пытаются нанести ему
удары, которые его выправили бы. Его не заставляют учиться, его не учат
работать, зарабатывать добавочные деньги или брать на себя долю ответст-
венности. Недостаточно рано обращают внимание на ложь и обман. Ему не
внушают, что он должен нести нормальную нагрузку и ответственность за
свои поступки. До тех пор пока сохраняется старая, благоприятствующая
ему обстановка, он держится на поверхности, но когда наступает кризис и
когда ему приходится сталкиваться с миром, не встречая помощи со сторо-
ны, то он оказывается лишенным данных, которые помогли бы ему удер-
жаться. Снаряжение его неадекватно. Мир полон таких плавающих облом-
|