ность не пугает их так, как пугает среднестатистического человека. Они от-
носятся к ней совершенно спокойно, не видят в ней угрозы или опасности
для себя. Наоборот, все неизвестное, неструктурированное притягивает и
манит их. Они не только не боятся неизведанного, но приветствуют его.
Очень показательно в этом смысле заявление Эйнштейна: Самое прекрас-
ное в мире это тайна. Она источник искусства и науки.
Воистину, этих людей можно назвать интеллектуалами, ис-
следователями, учеными; очень легко счесть, что все дело здесь и состоит
именно в интеллектуальной мощи, однако нам известно множество приме-
ров высокоинтеллектуальных людей, которые, несмотря на свой высокий
IQ, то ли в силу слабости, то ли из-за боязни, то ли по причине конвенцио-
нальности или в силу каких-то иных личностных дефектов всю свою жизнь
занимались мелкими проблемами, отшлифовывали до блеска давно извест-
ные факты, объединяя их в группы и разделяя на подкатегории, словом,
занимались всякой чушью, вместо того чтобы свершать открытия, как подо-
бает настоящему ученому.
Неизвестность не пугает здоровых людей и потому они не подвержены
предрассудкам: они не цепенеют черед черной кошкой, не плюют через пле-
чо, не скрещивают пальцы
словом, их не тянет на действия, которые
предпринимают обычные люди, желая уберечься от мнимых опасностей.
Они не сторонятся неизведанного и не бегут от непознанного, не отрицают
его и не делают вид, что его не существует, и в то же время они не склонны
воспринимать его через призму предвзятых суждений и сложившихся сте-
реотипов, не стараются сразу же определить и обозначить его. Их нельзя на-
звать приверженцами знакомого и понятного, они устремлены к познанию
еще не открытых истин, но их поиск правды это не то катастрофическое
стремление к безопасности, уверенности,
определенности и порядку, что
обнаружил Гольдштейн у пациентов с травмами мозга, и не то, что свойст-
венно компульсивно-обсессивным невротикам. Эти люди совершенно сво-
бодно могут позволить себе когда ситуация требует того беспорядоч-
ность, небрежность, неаккуратность, анархизм, бардак, неуверенность, не-
точность, нерешительность, сомнения, даже страх (все это вполне допусти-
мо, а иногда даже необходимо как в науке, так и в искусстве, не говоря уже
о жизни как таковой).
Таким образом, неуверенность, сомнения, состояние не-
определенности, столь мучительные и тягостные для большинства обычных
людей, стимулируют самоактуализированную личность, побуждают ее к ис-
следованию и познанию.
Приятие (себя, других, природы)
Мне кажется, что очень многие характеристики, отличающие самоак-
туализированных людей, характеристики, на первый взгляд как будто не
имеющие глубинных детерминант, кажущиеся совершенно обособленными,
|