не связанными друг с другом, на самом деле можно понять как разные про-
изводные
или разные формы проявления одной основополагающей, фун-
даментальной установки, а именно
отсутствие самодовлеющего чувства
вины и стыда. Другое дело невротик чувство вины терзает его, он пора-
бощен стыдом и движим тревогой. Да что там невротик! Даже среднестати-
стический представитель нашей культуры, так называемый нормальный че-
ловек готов поддаться переживанию вины, стыда и тревоги даже в тех слу-
чаях, в которых это совершенно не обязательно. Но здоровый человек тем и
отличается от среднестатистического, что он живет в ладу с собой и, если
уж на то пошло, не слишком огорчается по поводу своих недостатков.
Он принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всеми
присущими ей изъянами и недостатками. Говоря об этом, я вовсе не имею в
виду, что ему свойственно самодовольство и самолюбование, что он абсо-
лютно удовлетворен собой. Я хочу сказать, что он умеет сосуществовать со
своими слабостями, принимает свою греховность и порочность, умеет отно-
ситься к ним так же просто, как мы относимся к природе. Ведь мы же не се-
туем на то, что вода мокрая, что камни тяжелые, а деревья по осени желте-
ют. Как ребенок смотрит на мир наивными, широко распахнутыми глазами,
ничего не ожидая и не требуя от него, не критикуя и не оспаривая его, про-
сто наблюдая то, что предстает его взору, точно так же самоактуали-
зированный человек воспринимает свою человеческую природу, природу
других людей. Это, конечно же, не тот тип смирения, который исповедуется
на Востоке, хотя и смирение свойственно этим людям
особенно когда
они оказываются перед лицом тяжелой болезни и смерти.
Заметьте, характеристика, о которой я говорю сейчас, имеет непосред-
ственное отношение к обсуждавшейся выше особой способности самоактуа-
лизированных людей. Я хочу напомнить об их способности видеть реаль-
ность в ее истинном свете. Эти люди воспринимают человеческую природу
такой, какая она есть, а не такой, какой они хотели бы видеть ее. Они смело
смотрят на то, что предстает их взгляду, они не прищуриваются и не наде-
вают очки, чтобы разглядеть несуществующее, не искажают и не раскраши-
вают реальность в те или иные цвета.
С наибольшей очевидностью эта способность к полному приятию об-
наруживает себя на самом низком уровне потребностей, на так называемом
животном уровне. Самоактуализированного человека можно назвать креп-
ким, здоровым животным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет
испытывать вины или стыда по поводу своих позывов. У него хороший ап-
петит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса и других фи-
зиологических влечений. Его приятие распространяется не только на эти,
низшие потребности, но и на потребности других уровней
на потребно-
сти в безопасности, любви, принадлежности, самоуважении. Все побужде-
ния и импульсы, присущие нормальному человеку, самоактуализированные
люди считают естественными и заслуживающими удовлетворения, они по-
|