ми, но и могут даже, если того требует ситуация, пойти вразрез предписани-
ям и нормам. Однако этот наблюдатель будет в корне неправ. Напротив, эти
люди высокоморальны, высоконравственны, хотя их моральные принци-
пы не всегда совпадают с общепринятыми. Именно такого рода наблюдения
приводят меня к убежденности в том, что так называемое этическое поведе-
ние среднестатистического человека настолько конвенционально, что это
скорее конвенциональное поведение, нежели по-настоящему этическое, та-
кого рода поведение не основывается на внутренних убеждениях и принци-
пах, это не более чем бездумное следование общепринятым нормам.
Самоактуализированный человек не в состоянии всей душой принять
условности окружающего его общества, он не может не видеть повсемест-
ного ханжества и в результате порой начинает ощущать себя шпионом в ты-
лу врага. Иногда следы этого чувства можно заметить даже в его поведении.
Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, будто эти
люди постоянно скрывают свое недовольство. Нет, они вполне способны в
порыве гнева или раздражения восстать против условностей, против неве-
жества. Порой они пытаются открыть людям глаза, стараются просветить
их, рассказать им истину; они выступают в защиту угнетенных и обижен-
ных, а иногда, видя тщетность своих усилий, дают волю скопившемуся гне-
ву, и этот гнев настолько искренен и чист, настолько праведен и возвышен,
что кажется почти святотатством препятствовать его проявлениям. Я видел
самоактуализированных людей в гневе, и для меня совершенно очевидно,
что им абсолютно безразлично, какое впечатление они произведут на окру-
жающих, что они не испытывают по этому поводу ни тревоги, ни вины, ни
стыда, хотя обычно, когда не затронуты их глубинные, основополагающие
убеждения и принципы, они ведут себя вполне конвенционально, не желая
обижать или смущать окружающих.
Способность к адекватному восприятию реальности, детская или, если
хотите, животная способность к приятию самого себя и способность к спон-
танности предполагают, что эти люди умеют четко осознавать свои собст-
венные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом.
Клинические исследования этой характеристики со всей очевидностью под-
тверждают мысль Фромма о том, что среднестатистический человек зачас-
тую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой
на самом деле, чего он хочет, что он думает, какова его точка зрения.
Такого рода исследования и открытия позволяют мне постулировать
одну из самых фундаментальных характеристик, отличающую самоактуали-
зированных людей от обычных, среднестатистических индивидуумов. Мо-
тивационная жизнь самоактуализированного человека не только богаче, она
качественно отлична от мотивации среднестатистического человека. Мне
кажется, что самоактуализация предполагает принципиально иную психоло-
гию мотивации, мне кажется, что, говоря о мотивации самоактуализирован-
ной личности, мы должны говорить не столько о потребностях дефициент-
|