Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 25 
Next page End  

ных уровней, сколько о метамотивах или о мотивах роста. Разница между
ними столь же фундаментальна, как разница между жизнью и подготовкой к
жизни. Возможно, что традиционная концепция мотивации применима
только по отношению к несамоактуализированным людям. Самоактуализи-
рованного человека, в отличие от обычного, уже не беспокоят проблемы
выживания, он просто живет и развивается. Если побудительные мотивы
обычного человека лежат вовне, в возможности удовлетворения потреб-
ности, то самоактуализированный человек, напротив, движим внутренними
потенциями, изначально заложенными в его природе, требующими своей
реализации и развития. Можно сказать проще
— самоактуализированный
человек устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих
уникальных возможностей. Обычный же человек устремлен к удовлетворе-
нию тех из своих базовых потребностей, которые еще не получили должно-
го удовлетворения. Нельзя сказать, что самоактуализированный человек,
удовлетворив все свои базовые потребности, уже неподвластен импульсам и
побуждениям: он тоже работает, тоже старается, тоже притязает, хотя и не в
том смысле, какой мы обычно вкладываем в эти слова. В первую очередь он
движим потребностью в саморазвитии, в самовыражении и в самовоплоще-
нии, т. е. потребностью в самоактуализации. Я все чаще задаю себе один во-
прос. Быть может, именно в самоактуализированных людях предельно от-
четливо проступает наша истинная, человеческая природа, быть может,
именно они ближе всех к сущности понятия “человек”, ближе даже с точки
зрения таксономии? Этот вопрос неизбежно влечет за собой следующий:
вправе ли мы делать хоть какие-то выводы о биологической природе чело-
века, если до сих пор мы изучали только ущербных и недоразвитых или, что
еще хуже, “серых”, вышколенных, выдрессированных представителей на-
шего вида?
Служение
Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я го-
ворю о присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка.
Если попытаться найти название этой особенности, то я бы предложил на-
звать ее служением в противоположность эгоцентрическим тенденциям. В
отличие от неуверенных, тревожных людей с их склонностью к постоянно-
му самоанализу и самокопанию, этих людей мало беспокоят личные про-
блемы, они не слишком склонны размышлять о себе. Почти у каждого из
них есть призвание и дело, которым они служат, которым они посвящают
себя без остатка, почти каждый из них озабочен какой-то важной пробле-
мой, решение которой требует от него всех сил и энергии.
Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого
человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело,
которым он чувствует себя обязанным заниматься. Именно поэтому я гово-
рю о служении, о жизненной миссии, а не просто о “любимом” деле. Эти
Hosted by uCoz