люди, как правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического ха-
рактера, они в большинстве своем думают о благе других людей
всего
человечества, своих сограждан или же о благе близких и дорогих им людей.
За небольшим исключением практически у всех наших испытуемых
мы отметили одну характерную особенность. Эти люди склонны к размыш-
лениям об основополагающих проблемах человеческого бытия, они задают-
ся теми вечными, фундаментальными вопросами, которые мы называем фи-
лософскими или нравственными. Можно сказать, что они живут в глобаль-
ной системе координат. В частном они умеют видеть общее, и никакие, даже
самые яркие частные проявления не скроют от них общей картины. В основе
их системы координат или системы ценностей никогда не лежит местечко-
вый патриотизм, как правило, в ней отражен опыт всей истории человечест-
ва, она отвечает не сиюминутным запросам, не социальному заказу, а требо-
ваниям эпохи. Одним словом, эти люди в каком-то смысле, несомненно, фи-
лософы, хотя их философия не обязательно наукообразна, иногда это то, что
можно назвать житейской философией.
Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспектах
их жизни. Так, например, один из главных симптомов, с которого мы начи-
нали изучение целостного синдрома самоактуализации и который был обо-
значен нами как широта (или не-мелочность), несомненно, является прояв-
лением этой более общей характеристики. Способность вознестись над обы-
денностью, умение отрешиться от частностей, расширить горизонты вос-
приятия, посмотреть на вещи в перспективе,
sub specie aeternitatis
4
имеет
огромное социальное значение. По-видимому, именно этой способностью
объясняется умиротворенность, свойственная самоактуализированным лю-
дям, их умение сохранять спокойствие, не тревожиться по пустякам
свойства, которые облегчают жизнь не только им самим, но и окружающим
их людям.
Отстраненность; потребность в уединении
Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и
безболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что
от любят одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо
большей симпатией, чем среднестатистический человек.
Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим
людям удается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за
оружие, не поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им
не составляет труда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и без-
мятежными; неудачи и поражения не вызывают у них естественного для ме-
нее здоровых людей всплеска эмоций. Даже в самых унизительных ситуаци-
ях и даже в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять бла-
4
С точки зрения вечности (лат.).
|