городство и гордость, и эта способность, вероятнее всего, была бы невоз-
можна, если б у них не было своего собственного мнения о ситуации, если б
они во всем полагались на чувства и мнения других людей. В некоторых си-
туациях эта отстраненная сдержанность может перерасти себя и возвыситься
до суровой, холодной отчужденности.
Рассматриваемая нами способность, по-видимому, пребывает в тесной
связи с некоторыми другими качествами, обнаруживаемыми у этих людей.
Во всяком случае, любого из моих испытуемых можно смело назвать объек-
тивным (во всех смыслах этого слова) человеком, особенно в сравнении со
среднестатистическим человеком. Я уже говорил о том, что для самоактуа-
лизированных людей проблемы внешнего порядка более значимы, чем их
собственные переживания, и это утверждение справедливо по отношению к
ним даже в том случае, если они оказываются в ситуации, угрожающей их
желаниям, надеждам, мечтам. Они обладают удивительной, по меркам сред-
нестатистического человека, способностью к концентрации, которая, в свою
очередь, порождает такие эпифеномены, как отрешенность, умение забыть о
тревогах и волнении. В частности, эта способность проявляется в том, что
даже в критических ситуациях, когда на их плечи сваливается масса про-
блем, эти люди не страдают бессонницей или отсутствием аппетита, сохра-
няют хорошее настроение и способны к нормальным сексуальным отноше-
ниям.
Отстраненность самоактуализированного человека может стать причи-
ной затруднений в его общении с обычными, нормальными людьми, кото-
рые склонны интерпретировать его отстраненность как холодность, сно-
бизм, недружелюбие или даже враждебность. Это понятно, особенно если
вспомнить, что расхожее представление о дружбе предполагает в ней некую
взаимозависимость, отношения, обеспечивающие человеку поддержку, со-
чувствие, одобрение, участие, тепло. Если понимать дружбу именно так, то,
пожалуй, можно сказать, что самоактуализированный человек не нуждается
в друзьях. В нашей культуре залогом дружбы является потребность партне-
ров друг в друге, и очевидно, что средний человек вряд ли пожелает иметь
другом самоактуализированного человека
ведь тот никогда не положит
на алтарь дружбы свою независимость, никогда не пожертвует ради друга
своей автономностью.
Мы должны понимать, что автономность
это не только независи-
мость, но также самоопределение, самоуправление, способность к принятию
ответственности, мужество и сила, активный поиск решений, умение не
быть пешкой в чужой игре. По мере изучения своих испытуемых я все более
убеждался в том, что каждый из них сам формирует свои мнения и сужде-
ния, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и про-
кладывает свою дорогу в жизни. Это качество сложно обнаружить, его не-
возможно даже определить каким-то одним термином, но оно имеет чрезвы-
чайно важное, почти решающее значение. Изучая этих людей, общаясь с
|