пытается утвердиться во внешнем мире. Тот, кто может воскликнуть вместе
с Марком Аврелием: "О, Вселенная! Все, что ты желаешь, то и я желаю!",
имеет личность, из которой удалено до последней черты все, ограничиваю-
щее, суживающее ее содержание
- содержание такой личности всеобъем-
люще.
Иерархия личностей. Согласно почти единодушно принятому мне-
нию, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном чело-
веке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно пред-
ставить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, ду-
ховной
- наверху и различными видами материальных (находящихся вне
нашего тела) и социальных личностей в промежутке. Часто природная на-
клонность заботиться о себе вызывает в нас стремление расширять различ-
ные стороны личности; мы преднамеренно отказываемся от развития в себе
лишь того, в чем не надеемся достигнуть успеха. Таким-то образом наш аль-
труизм является "необходимой добродетелью", и циники, описывая наш
прогресс в области морали, не совсем без основания напоминают при этом
об известной басне про лису и виноград. Но таков уж ход нравственного
развития человечества, и если мы согласимся, что в итоге те виды лично-
стей, которые мы в состоянии удержать за собой, являются (для нас) луч-
шими по внутренним достоинствам, то у нас не будет оснований жаловаться
на то, что мы постигаем их высшую ценность таким тягостным путем.
Конечно, это не единственный путь, на котором мы учимся подчинять
низшие виды наших личностей высшим. В этом подчинении, бесспорно, иг-
рает известную роль этическая оценка, и, наконец, немаловажное значение
имеют здесь суждения, высказанные нами о поступках других лиц. Одним
из курьезнейших законов нашей (психической) природы является то обстоя-
тельство, что мы с удовольствием наблюдаем в. себе известные качества,
которые кажутся нам отвратительными у других. Ни в ком не может возбу-
дить симпатии физическая неопрятность иного человека, его жадность, чес-
толюбие, вспыльчивость, ревность, деспотизм или заносчивость. Предостав-
ленный абсолютно самому себе, я, может быть, охотно позволил бы разви-
ваться этим наклонностям и лишь спустя долгое время оценил положение,
которое должна занимать подобная личность в ряду других. Но так как мне
постоянно приходится составлять суждения о других людях, то я вскоре
приучаюсь видеть в зеркале чужих страстей, как выражается Горвич, отра-
жение моих собственных и начинаю мыслить о них совершенно иначе, чем
их чувствовать. При этом, разумеется, нравственные принципы, внушенные
с детства, чрезвычайно ускоряют в нас появление наклонности к рефлексии.
Таким-то путем и получается, как мы сказали, та шкала, на которой
люди иерархически располагают различные виды личностей по их достоин-
ству. Известная доля телесного эгоизма является необходимой подкладкой
для всех других видов личности. Но чувственный элемент стараются при-
уменьшить или в лучшем случае уравновесить другими свойствами характе-
ра. Материальным видам личностей, в более широком смысле слова, отдает-
ся предпочтение перед непосредственной личностью - телом. Жалким суще-
ством почитаем мы того, кто не способен пожертвовать небольшим количе-
ством пищи, питья или сна ради общего подъема своего материального бла-
госостояния. Социальная личность в ее целом стоит выше материальной
личности в ее совокупности. Мы должны более дорожить нашей честью,
друзьями и человеческими отношениями, чем здоровьем и материальным
|