Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 20 
Next page End  

подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя
внимание других и производить на них благоприятное впечатление. Трудно
придумать более дьявольское наказание (если бы такое наказание было фи-
зически возможно), чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на
него совершенно не обращали внимания. Если бы никто не оборачивался
при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, не интересовался на-
шими действиями, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал
нас и обходился с нами как с неодушевленными предметами, то нами овла-
дело бы своего рода бешенство, бессильное отчаяние.
Здесь облегчением
были бы жесточайшие телесные муки, лишь бы при них мы чувствовали,
что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали на-
столько низко, чтобы не заслуживать ничьего внимания.
Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько
индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. Посяг-
нуть на это представление - значит посягнуть на самого человека. Но, при-
нимая во внимание, что лица, имеющие представление о данном человеке,
естественно распадаются на классы, мы можем сказать, что на практике вся-
кий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько
имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит. Многие
мальчики ведут себя довольно прилично в присутствии родителей или пре-
подавателей, а в компании невоспитанных товарищей бесчинствуют и бра-
нятся, как пьяные извозчики. Мы выставляем себя в совершенно ином свете
перед нашими детьми, нежели перед клубными товарищами; мы держим се-
бя иначе перед нашими постоянными покупателями, чем перед нашими ра-
ботниками; мы - нечто совершенно другое по отношению к нашим близким
друзьям, чем по отношению к нашим хозяевам или к нашему начальству.
Отсюда на практике получается деление человека на несколько личностей;
это может повести к дисгармоничному раздвоению социальной личности,
например, в случае, если кто-нибудь боится выставить себя перед одними
знакомыми в том свете, в каком он представляется другим; но тот же факт
может повести к гармоничному распределению различных сторон личности,
например, когда кто-нибудь, будучи нежным по отношению к своим детям,
является строгим к подчиненным ему узникам или солдатам.
Самой своеобразной формой социальной личности является представ-
ление влюбленного о личности любимой им особы. Ее судьба вызывает
столь живое участие, что оно покажется совершенно бессмысленным, если
прилагать к нему какой-либо иной масштаб, кроме мерила органического
индивидуального влечения. Для самого себя влюбленный как бы не сущест-
вует, пока его социальная личность не получит должной оценки в глазах
любимого существа, в последнем случае его восторг превосходит все грани-
цы.
Добрая или худая слава человека, его честь или позор
- это названия
для одной из его социальных личностей. Своеобразная общественная лич-
ность человека, называемая его честью,
-
результат одного из тех раздвое-
ний личности, о которых мы говорили. Представление, которое складывает-
ся о человеке в глазах окружающей его среды, является руководящим моти-
вом для одобрения или осуждения его поведения, смотря по тому, отвечает
ли он требованиям данной общественной среды, которые он мог бы не со-
блюдать при другой житейской обстановке. Так, частное лицо может без за-
зрения совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или
Hosted by uCoz