доктор нашли бы такой поступок несовместимым с их понятием о чести.
Честь солдата побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятель-
ствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасное ме-
сто или бежать, не налагая на свое социальное "я" позорного пятна.
Подобным же образом судья или государственный муж в силу своего
положения находит бесчестным заниматься денежными операциями, не за-
ключающими в себе ничего предосудительного для частного лица. Нередко
можно слышать, как люди проводят различие между отдельными сторонами
своей личности: "Как человек я жалею вас, но как официальное лицо я не
могу вас пощадить"; "В политическом отношении он мой союзник, но с точ-
ки зрения нравственности я не выношу его". То, что называют мнением сре-
ды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни. Вор не смеет об-
крадывать своих товарищей; карточный игрок обязан платить карточные
долги, хотя бы он вовсе не платил иных своих долгов. Всегда и везде кодекс
чести фешенебельного общества возбранял или разрешал известные поступ-
ки единственно в угоду одной из сторон нашей социальной личности. Во-
обще вы не должны лгать, но в том, что касается ваших отношений к из-
вестной даме, - лгите, сколько вам угодно; от равного себе вы принимаете
вызов на дуэль, но вы засмеетесь в глаза лицу низшего по сравнению с вами
общественного положения, если это лицо вздумает потребовать от вас удов-
летворения, - вот примеры для пояснения нашей мысли.
Духовная личность. Под духовной личностью, поскольку она связана
с эмпирической, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего
состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное
объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных
способностей и свойств. Это объединение в каждую отдельную минуту мо-
жет стать объектом нашей мысли и вызвать эмоции, аналогичные эмоциям,
производимым в нас другими сторонами нашей личности. Когда мы думаем
о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности
представляются относительно нас как бы внешними объектами. Даже в гра-
ницах нашей духовной личности некоторые элементы кажутся более внеш-
ними, чем другие. Например, наши способности к ощущению представля-
ются, так сказать, менее интимно связанными с нашим "я", чем наши эмо-
ции и желания. Самый центр, самое ядро нашего "я", поскольку оно нам из-
вестно, святое святых нашего существа - это чувство активности, обнаружи-
вающееся в некоторых наших внутренних душевных состояниях. На это
чувство внутренней активности часто указывали как на непосредственное
проявление жизненной субстанции нашей души. Так ли это или нет, мы не
будем разбирать, а отметим здесь только своеобразный внутренний характер
душевных состояний, обладающих свойством казаться активными, каковы
бы ни были сами по себе эти душевные состояния. Кажется, будто они идут
навстречу всем другим опытным элементам нашего сознания. Это чувство,
вероятно, присуще всем людям.
За составными элементами личности в нашем изложении следуют ха-
рактеризующие ее чувства и эмоции.
Самооценка. Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство
собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу по-
ступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу дей-
ствий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооцен-
ки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гор-
|