не иллюзия, несмотря на то что в нашей культуре она чаще всего служит
ширмой для удовлетворения желаний, не имеющих с ней ничего общего; но
она превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того,
что она в состоянии дать. И идеологический упор, который мы делаем на
любовь, служит сокрытию тех факторов, которые порождают нашу
чрезмерную в ней потребность. Отсюда человек а я все еще имею в виду
обычного человека
стоит перед дилеммой, суть которой в огромной
потребности в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее
достижения с другой.
Такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов. Те же
самые культурные факторы, которые влияют на нормального человека и
которые приводят к колеблющемуся самоуважению, потенциальной
враждебной напряженности, тяжелым предчувствиям, соперничеству,
порождающему страх и враждебность, усиливают потребность в
приносящих удовлетворение личных отношениях,
те же факторы
воздействуют на невротика в большей степени. Те же самые результаты ока-
зываются гораздо более глубокими, приводя к краху чувства собственного
достоинства, разрушительным стремлениям, тревожности, усилению
соперничества, порождающему тревожность и деструктивные импульсы, и к
обостренной потребности в любви и привязанности.
Когда мы вспоминаем, что в каждом неврозе имеют место
противоречивые тенденции, которые невротик не способен примирить,
возникает вопрос о том, нет ли определенных сходных противоречий в
нашей культуре, которые лежат в основе типичных невротических
конфликтов. Задачей социологов будет исследование и описание этих
культурных противоречий. Мне же здесь достаточно кратко и схематично
указать на некоторые главные противоречивые тенденции.
Первое противоречие, о котором следует упомянуть, это
противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и
братской любовью и человечностью
с другой. С одной стороны, все
делается для достижения успеха, а это означает, что мы должны быть не
только напористыми, но и агрессивными, способными столкнуть других с
дороги. С другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы,
утверждающие, что эгоистично хотеть чего-либо для себя, а должно быть
смиренными, подставлять другую щеку, быть уступчивыми. Для этого
противоречия есть лишь два решения в рамках нормы: всерьез следовать
одному из этих стремлений и отказаться от другого или серьезно
воспринимать оба этих стремления и в результате испытывать серьезные
внутренние запреты в отношении того и другого.
|