экстравертов, как правило, является левая половина лица и левый глаз, у интроверта - правая половина
лица и правый глаз. Когда беседуем с человеком, обычно, внимание приковывается активным глазом,
то есть не столько на все лицо человека, сколько на активный глаз.
Активная сторона лица человека чаще всего кажется и есть более узкой и более длинной,
активный глаз - большим и как бы более осмысленным. Но при диагностике типа ИМ по глазам к
ошибке особенно легко приводят глаза шизотимов-экстравертов, потому что, когда они смотрят на
неподвижный объект, например, на фотообъектив или собеседника, расширяют свой пассивный
статичный, то есть правый глаз. И вообще на эти внешние различия следует смотреть лишь как на
тенденцию - есть очень обманчивые лица.
Лица экстравертов более подвижные, менее скованные, по ним видно, что человек может
приказывать и требовать. У интроверта особым спокойствием отличается лоб. Иногда впечатление, что
они за миром следят "третьим глазом". Интересно, что самые теплые как и самые холодные лица у
интровертов. Самые теплые у сенсорно-этических интровертов и интуитивно-этических интровертов,
холодные у этико-сенсорного интроверта и этико-интуитивного интроверта.
Что мы считаем основным или одним из основных психических качеств интроверта ?
Склонность изменять внешний мир в угоду субъекту. Склонность заботиться о субъектах и объектах,
изменяя их взаимоотношения. В противоположность склонности интроверта изменять субъекты и
объекты в угоду или пользу отношений между ними. У экстраверта отношения между людьми по
отношению к самим людям - вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У
интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей или их поведение к
отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, а не отношения.
Можно сказать, что для экстраверта константой во внешнем мире являются субъекты и объекты.
Для интроверта такой константой являются отношения между субъектами и объектами и этими
отношениями вызываемые чувства.
Человек - социальное существо. И образован как бы из двух частей - активного психофизического
"я" (человек это объект) и своих отношений с людьми и прочими объектами (человек это его
отношения). Экстравертность-интровертность сознания одной из них придает приоритет и она
становится как бы причиной второй части. Экстраверт приоритет придает психофизическому "Я"
человека, интроверт - отношениям. Экстраверт уверен, что "у качественного объекта" всегда
качественные отношения. То есть, что отношения и чувства окружающего мира к нему определяются
ценностью личностных свойств или активностью, и потому разными способами эти свои качества
пытается усовершенствовать. Интроверт, наоборот, уверен, что его личность будет оцениваться в
зависимости от отношений с окружающими в зависимости с тем, какие чувства у окружающих он
вызывает. Интроверт в своих собственных глазах стоит столько, сколько стоят его отношения, поэтому
всеми своими сознательными силами и старается эти отношения улучшить, является уступчивым,
избегает ссор. Сумму всех отношений-чувств можно назвать психологическим полем и сказать, что
интроверт, во-первых, заботится о качестве своего психологического поля как и о качестве
психологического поля других людей.
Для экстраверта социально ценные отношения следствие и признак социальной ценности,
качественности объекта. Обыкновенный ход его мыслей: каждый субъект может улучшить свои
отношения с окружающим, вызвать к себе положительные чувства способом самоусовершенствования.
Если субъект в обществе занимает скромное место, значит, ему недостаточно каких-то ценных качеств.
Для интроверта основой материального мира являются отношения. Качественность человека как
объекта это следствие и признак социальной качественности, ценности его отношений и тех чувств,
которые он у других людей вызывает. Ход его мыслей: каждый может повысить свою ценность в глазах
общества, усовершенствуя свои отношения с окружающими. Если субъект не замечается и не ценится,
значит не наладил достаточно правильных отношений.
В свете этих рассуждений становится понятным, что распространенное ныне определение, что
человек это, во-первых, его отношения, является прогрессивным в устах экстраверта, который при этом
обязуется не забыть, что общество это не только люди, но и отношения. В то время, как в устах
интроверта, который так склонен преувеличивать роль отношений и недооценивать объекта, это
определение становится опасным, склоняет к недоучету качеств личности человека. Отсюда ошибочная
|