идея, что нет незаменимых людей, что каждый человек лишь винтик, что человека нужно менять, как
только он нарушает гармонию психологического поля - не умеет или не хочет приспосабливаться.
Противоположный перегиб, который могут делать и делают экстраверты - что нет незаменимых
отношений, что любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить.
Человеку же как личности необходима уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть
самим собой, уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой,
постоянство в жизни.
Для экстраверта объектом ориентации во внешнем мире являются окружающие объекты и
субъекты. Поэтому они пользуются определенным правом неприкосновенности. Другой объект имеет
право быть таким, каким он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это
потому, что для экстраверта - объекты и субъекты точка опоры сознания. Собственновольно изменять
эти объекты - это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же
самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого все экстраверты болезненно реагируют на разные
"перевоспитания", изменения субъекта против его воли. Каждый экстраверт и так уверен что все
стремятся к самоусовершенствованию. И каждый экстраверт чувствует своей обязанностью помогать в
этом добровольном самоусовершенствовании и всем другим.
Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других
людей. Поэтому, с одной стороны, они очень предупредительны к ним, с другой - уверены, что все в
этой области стремятся к той же цели и потому, сколько это в их силах, помогают другим людям эти
отношения налаживать.
Каждый экстраверт отличается определенным беспокойством чувств, определенной
активностью, чем-то, что его гонит действовать в ситуациях, в которых интроверт лишь наблюдает.
Наблюдает, создавая при этом впечатление погруженности в самого себя. Очень важно понять, что
сосредоточенность интроверта это не погруженность в себя, а в отношения внешнего мира. То есть -
наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он - в противоположность
экстраверту не хочет и не может нарушить. Если интроверт в своей погруженности о чем-то
размышляет, то не о проблемах своей внутренней жизни, а о проблемах взаимоотношений с другими
объектами и субъектами. Впечатление "погруженности" в себя результат того, что любое отношение к
внешнему миру человек воспринимает как свое чувство.
По всем этим причинам, при кооперации экстраверта с интровертом, экстраверт дуалу дает
чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт своему дуалу -
реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства
изменить.
Как мы уже говорили, экстраверт, приспосабливаясь к реальным субъектам, объектам и разным
их проявлениям или к тому, что в них или с ним творится, продуцирует приемлемые этим субъектом и
объектом отношения. Тем самым экстраверт творец новых отношений и чувств о логичном и
нелогичном
, этичном и неэтичном
, эстетичном и неэстетичном
, своевременном и
несвоевременном
. Благодаря творчеству интроверта появляются отличающиеся новыми качествами
субъекты и объекты
, новые конструкции
, новые виды эмоциональных переживаний и
внутренней возбужденности
, качественно новые методы труда
. Творческим элементом является
второй элемент ИМ, например: у
это
, у
это
.
Качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Поэтому самым
передовым в смысле новизны идей среди известных нам советских авиаконструкторов был Роберто
Бартин - логико-интуитивный интроверт (
). Но быть творцом качественно новых социальных
отношений могут только экстраверты, такими были все классики марксизма. Зато творцом нового вида
государства /объект/ является интроверт, например Томас Мор /
/.
Когда же нужно что-то репродуцировать по уже имеющимся образцам, то есть воспроизвести то,
что уже придумано или где-то было все наоборот. Если изобретателем качественно нового товара
является интроверт, то организатором его производства по имеющемуся примеру - только экстраверт.
Здесь проявляется первый ведущий элемент ИМ.
|