Вторым является противоречие между стимуляцией наших потребно-
стей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. По эконо-
мическим причинам в нашей культуре потребности постоянно стимулиру-
ются такими средствами, как реклама, демонстрация образцов потреби-
тельства, идеал быть на одном уровне с Джонсами. Однако для огромно-
го большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ограни-
чено. Психологическое следствие для человека состоит в постоянном разры-
ве между желаниями и их осуществлением.
Существует еще одно противоречие между утверждаемой свободной
человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорить его
члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь со своей сво-
бодной волей; великая игра жизни открыта для него, и он может получить
то, что хочет, если он деятелен и энергичен. В действительности для боль-
шинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о
том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом
на выбор работы, форм отдыха, друга. В итоге человек колеблется между
ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощу-
щением полнейшей беспомощности.
Эти противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой
в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить:
склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания
и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и
ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количе-
ственный характер. В то время как нормальный человек способен преодоле-
вать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты
усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное
решение невозможным.
Представляется, что невротиком может стать такой человек, который
пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, прело-
мив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие
этого оказался неспособен их разрешить или разрешил, их ценой большого
ущерба. Мы могли бы назвать его пасынком нашей культуры.
|