тивополагался им позиции, которой в продолжение столетий придержива-
лась христианская теология и которая была жива и в немецкой идеалистиче-
ской философии, преобладавшей в его время, а именно стремлению поко-
рить человека, чтобы он подчинился внешней силе и в ней нашел свою опо-
ру. Штирнер не был фигурой, равной Канту или Гегелю, но он обладал му-
жеством радикально противопоставить свою позицию идеалистической фи-
лософии в той ее части, которая отвергала конкретного индивида в пользу
абсолютистского государства, помогая тем самым последнему сохранять
деспотическую власть.
Несмотря на многочисленные расхождения между Ницше и Штирне-
ром, их идеи в этом отношении во многом совпадали. Ницше также не при-
нимал любовь и альтруизм, считая их выражением слабости и самоотрица-
ния. Согласно Нишце, потребность в любви свойственна рабам, не способ-
ным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желае-
мое через любовь. Альтруизм и любовь к человечеству становятся тем са-
мым символом-вырождения
18
. Сущность хорошей и здоровой аристократии
состоит для Ницше в том, что она готова жертвовать массами людей ради
осуществления собственных интересов, не испытывая при этом сознания
вины. Общество это фундамент и помост, могущий служить подножием
некоему виду избранных существ для выполнения их высшей задачи и во-
обще для высшего бытия
19
. Можно было бы привести еще немало цитат, в
которых запечатлен этот дух презрения и эгоизма. Эти идеи часто интерпре-
тировались как выражение сути ницшевской философии. Однако они нико-
им образом не представляют истинного смысла его философии
20
.
Существует несколько причин, почему Ницше избрал свой способ са-
мовыражения. Прежде всего, его философия, как и философия Штирнера,
была реакцией бунтом против философской традиции, подчинявшей ин-
дивида внешним для него силам и принципам. Его тенденция к преувеличе-
нию как раз и отражает эту черту его философии. Кроме того, не отпускав-
шее Ницше постоянное ощущение
переживание им чувства неза-
щищенности и тревожного состояния способствовало формированию его
концепции сильной личности как способа самозащиты. Наконец, Ницше
находился под впечатлением эволюционной теории с ее положением о вы-
живании наиболее приспособленных.
Такое объяснение не меняет, однако, того факта, что Ницше видел
противоречие между любовью к себе и любовью к другим; но в его взглядах
существовало ядро, позволявшее преодолеть эту ложную дихотомию. Лю-
бовь, которую не приемлет Ницше, коренится не в силе человека, а в его
слабости. Ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.
Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе доб-
родетель; но я насквозь вижу ваше бескорыстие. Ницше выражается со-
вершенно определенно: Вы не выносите самих себя и недостаточно себя
любите
21
. Но человек, личность для Ницше имеет сверхценное значе-
жигает жизнь? Он сгорает, как зажженная свеча... Наслаждение жизнью истощает ее. Ф. Энгельс
ясно увидел односторонность штирнеровской формулировки и попытался преодолеть неоправданное
противопоставление любви к себе и любви к другим. В письме к Марксу, где он анализировал книгу
Штирнера. Энгельс писал: Если, однако, реальный конкретный человек истинная основа для на-
шего "человечного" человека, то очевидно, что эгоизм и конечно, не только штирнеровский эгоизм
разума, но также и эгоизм сердца это основа нашей любви к человеку (MarxEngels Gecaveltaus-
gaben. Berlin, 1929. Р. 6).
18
Nietzsche F. The Will to Power. Edinburgh and London, 1910. Stanzas 246, 326, 369, 373
and 728.
19
Цит. по.: Ницше Ф. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. М., 1990. С. 380.
20
Ср.: Morhan G. A. What Nietzsce Means. Cambrige, 1943.
21
Цит. по: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2-х тт. Т. 2 М., 1990 . С. 4344.
|