Богданов К.А.
Каннибализм и культура: превратности одного
табу
В тюрьме... двое заключенных
съели своего соседа по камере,
желая внести в свою жизнь «что-то особенное».
Новости на «Радио-Рокс»
Беседы их всегда сводились на путешествия.
В плену у людоедов. Правдивый рассказ Кукеля
Какие ассоциации мы связываем с каннибализмом? Если судить об истории
понятий по характеру употребляемых при них эпитетов, в перспективе европей-
ской истории ассоциации, связываемые с понятием каннибализма, достаточно од-
нозначны: каннибализм, так же как и людоедство, указывает на патологию в от-
ношении само собой разумеющейся нормы. В европейской литературе наиболее
ранняя оценка подобного рода принадлежит, как известно, уже Гомеру: циклоп
Полифем пожирает спутников Одиссея и заслуживает оправдываемой по контек-
сту мести. Гомеру вторит Гесиод: антропоморфный Кронос пожирает своих детей
и тоже заслуживает кары. Чем больше упоминаний о людоедстве, тем больше уст-
рашающих и недвусмысленных в своей морали эпитетов. Людоедство либо
преступление, либо наказание, бесчестящее не только людей, но самих богов.
Тантал, испытывающий всеведение богов, угощает их мясом своего сына Пелоп-
са, и наказывается за это вечными муками. Бросая вызов богам, Атрей мстит Фие-
сту, подавая ему в качестве угощения мясо его собственных детей. Ужасна месть
Прокны, скармливающей своему мужу Терею убитого ею сына Итиса. И т. д., и т.
п.¹ Реальность каннибализма это реальность нечеловеческого, беззаконного
опыта. Людоеды, обитающие, по Геродоту, на севере Скифии, досягаемы с гео-
графической точки зрения², но свидетельствуют о том же, о чем свидетельствуют
истории Полифема, Кроноса или, например, похищающей и пожирающей детей
Ламии. Людоед нелюдь, и само его существование, вынесенное на границу со-
циального общежития, символично, представая пограничным к человеческому
сознанию и социальному порядку.
Изображая людоедство как примету действительности (мифологической
или исторической), противостоящей человеческому общежитию и благоволящим к
людям богам, античные авторы упоминают о каннибализме, чтобы лишний раз
подчеркнуть превосходство своей собственной культуры над культурой чужаков.
Так, Ювенал, описывая в одной из своих сатир вражду двух египетских городов,
Омба и Тентиры, изображает, как победители пожирают пленных:
Падает кто-то из них, убегающий в крайнем испуге,
1
См.: Воеводский Л. Каннибализм в греческих мифах. Опыт по истории развития нравственности.
Спб., 1874; Жирмунский В. М. «Пир Атрея» и родственные этнографические сюжеты в фольклоре
и литературе // Избранные труды. Сравнительное литературоведение. Л., 1979. С. 375396;
Detienne M., Vernant J.-P. La cuisine du sacrifice en pays grec. P., 1979.
2
Геродот. История, IV, 100, 106 // Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г. А. Стратановского.
М., 1993. С. 212, 213.
|