отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много
разговаривающие с реб¸нком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное
развитие.
Вот пример. Молодая супружеская пара жила в однокомнатной квартире, когда у них
родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что поневоле мама вс¸ время находилась
рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним. Вскоре семья переехала в 3-комнатную
квартиру. У них появился второй реб¸нок. Родилась девочка, ей отвели самую тихую
комнату подальше от кухни, где большую часть дня проводила мама. Старший сын начал
говорить членораздельно примерно с 7-8 месяцев, а его сестра в 10-месячном возрасте ещ¸
только лепетала. Более того, по сравнению со своим братом, который всегда светился
улыбкой, сестра выросла тихой н молчаливой.
Не сюсюкайте с реб¸нком
Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их «детском языке».
В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном «взрослом» языке, и 2-летний
реб¸нок совершенно спокойно понимает язык обычной передачи.
Конечно, когда реб¸нок начн¸т говорить, он только лепечет что-то похожее на слова,
но это скорее от того, что его органы речи ещ¸ не совсем развились, а вовсе не от
недостаточного умственного развития. Просто его артикулярный аппарат недостаточно
развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если взрослые говорят с ним на
«детском» языке, считая, что реб¸нок другого языка не пойм¸т, правильные языковые
навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка, он всегда будет
опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые.
Если хотите, вы можете совсем не сюсюкать с реб¸нком. В конце концов через
несколько месяцев он подраст¸т, и ему прид¸тся понимать общепринятый язык, а если ему
вдобавок в детском саду говорят, что он уже не маленький и должен говорить правильно, это
только созда¸т для него дополнительное неудобство.
Одна француженка, выдавая свою дочь замуж, сказала будущему зятю: «У моей дочери
нет приданого, но она великолепно говорит по-французски». Такая гордость восхитительна,
и мне бы хотелось, чтобы у каждого реб¸нка была возможность блестяще овладеть своим
родным языком.
Игнорировать реб¸нка хуже, чем баловать его
В США вс¸ большее беспокойство вызывает тяж¸лое положение негров, корни
которого не только в расовых предрассудках, но и в системе дошкольного воспитания
негритянских детей. Социологические исследования, провед¸нные в Гарлеме и других
негритянских районах Нью-Йорка, показали, что различия по коэффициенту умственного
развития у цветных и белых детей прежде всего результат той обстановки, а которой они
живут до школы. Недополученное в раннем возрасте ещ¸ более усугубляется в школе.
Бедность побуждает многих родителей бросать детей на произвол судьбы, зарабатывать
на кусок хлеба, и дети практически с момента рождения предоставлены сами себе. Напротив,
белые дети обычно воспитываются в обстановке заботы и внимания со стороны родителей и
учителей. Эта разница и созда¸т проблему взаимоотношений между белыми и ч¸рными,
которую пока решить не уда¸тся.
В моей стране тоже есть подобные проблемы, где в семьях с различными условиями
жизни вырастают умные и глупые, талантливые и бездарные дети. Однако можно
предположить, что эти различия коренятся не только в финансовом положении семьи, но и в
различном отношении родителей к воспитанию детей.
По статистическим данным, опубликованным в журнале «Модерн Эспри» (#43), чем
более «свободно» воспитывают родители своего реб¸нка, тем более неуверенным в себе он
|