Масару Ибука
После тр¸х уже поздно
Масару Ибука
После тр¸х уже поздно
Вступление к английскому изданию
Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы
почувствуете и важность того, о ч¸м она повествует, то, возможно, вместе с другими
подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и
добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.
Представьте себе революцию, которая принес¸т самые замечательные перемены, но
обойд¸тся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.
У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый закоснелые
традиции, второй существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся
традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо
разрушать то, что вс¸ ещ¸ может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня
кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.
Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество,
неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принес¸т, в свою очередь,
уменьшение бедности, ненависти и преступлений.
Книга Масару Ибука не да¸т этих обещаний, но проницательный читатель вс¸ время
будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во
мне, пока я читал эту книгу.
Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто
предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он
считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем
да¸тся им с трудом или вообще не да¸тся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с
трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям
да¸тся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети
готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста,
прямолинейна и кристально ясна.
По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение
иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками
взрослые овладевают с трудом, а для детей это почти неосознанное усилие. И моя жизнь
яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков,
поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых
привилегированных сло¸в общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только
родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте,
даже не могу как следует запомнить мелодию.
Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели
плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке и вс¸ это на высоком
профессиональном уровне, нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы
делаем редко) и предоставляли в их распоряжение вс¸ то, чему мы бы хотели их научить.
Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все
дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового
возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики,
лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.
Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей
учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось.
|