Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания
трехлетнего реб¸нка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и
произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь
маленький реб¸нок обладает безграничным желанием узнать вс¸, чего он не знает, и у него
нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.
Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?
1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что
нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся
области.
2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была
опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму,
которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из
руин и отчаяния на уровень мирового лидера.
3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора
Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он
в настоящее время да¸т возможность тысячам японских детей учиться по той программе,
которую описал в этой книге.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения реб¸нка.
Выполнимо ли вс¸ это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.
Я видел, как в Австралии плавают новорожд¸нные дети супругов Тиммерман. Я
слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я
видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под
руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле
с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего реб¸нка, который читал на тр¸х языках
под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса
катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего
мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат
читать по моей книге.
Я думаю, что предлагаемая книга одна из самых важных книг, когда-либо
написанных. И я думаю, что е¸ должны прочитать все, живущие на Земле родители.
Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека,
Филадельфия, США.
Предисловие
С древних врем¸н считается, что выдающийся талант это прежде всего
наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт
в возрасте тр¸х лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в
этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их
строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я
предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился
максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные
условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожд¸нный воспитывается в среде, изначально чуждой его
природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример
история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к
юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия,
чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались
напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что реб¸нок, рожд¸нный
человеком, человек, а дет¸ныш волка волк. Однако у этих девочек и в человеческих
условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и
|